В следующем году в прокат в России может выйти фильм "Праздник", который его создатели характеризуют как черно-светлую комедию. А может и не выйти, потому что комедия о блокадном Ленинграде. Точнее даже о тех, кто блокадным Ленинградом руководил и, по мнению всё тех же создателей фильма, на себе блокаду никоим образом не ощущал.
31 декабря. В загородном доме Воскресенских, живущих "на особом положении", собираются шестеро человек и курица, которую некому приготовить. Сценарий незамысловатый, да и происходить все это может где угодно – никто б и внимания не обратил, отметил "ТВ Центр". Только вот создатель картины Алексей Красовский местом действия выбрал блокадный Ленинград.
"Местами черная, но чаще светлая новогодняя комедия", - рассуждает создатель фильма.
"Место действия не равно сюжет. Если так извращаться, то "Ирония судьбы" – комедия о пьяных врачах и халатности в Аэрофлоте", - парирует Алексей Красовский.
"Это история про людей, которые даже в самые неприятные, трудные и тяжелые для страны времена умудрялись жить лучше всех. Такое, к сожалению, было, такое все еще есть и очень хочется, чтобы такого в нашей стране больше не было. Вот почему мы хотим снять это кино и снять его с вашей помощью", - отметил режиссер.
Профинансировать картину Красовский предлагал зрителям. На одной из интернет-платформ объявил сбор средств. Из необходимых полутора миллионов рублей собрать удалось лишь чуть больше 120 тысяч. Пожертвования сделали 55 человек. Почти столько же гневных комментариев, но это только под одним постом. Интернет буквально захлестнула волна возмущения.
Ни одна из серьезных студий, как пишет сам Крассовский, предвидя шумиху, за работу над фильмом не взялась. Реквизит и костюмы арендовали, площадку предоставил дом-музей Чистякова. Кино в итоге сняли, сейчас монтируют. Только вот выйдет ли лента в прокат – большой вопрос. Слова "комедия" и "блокада" не могут быть на одной афише, уверен депутат Госдумы, петербуржец Сергей Боярский.
"Цинично и кощунственно. Нельзя совмещать эти понятия. Целое поколение ленинградцев, переживших блокаду не может и уверен не станет объектом для шуток или сатиры. Поэтому мы в Петербурге восприняли эту идею в штыки", - заявил он.
"Он снимается на частные деньги. Когда он будет снят и соответствующие материалы будут сданы в Министерство культуры будет принято решение о соответствии действующему законодательству", - пояснил министр культуры Владимир Мединский.
Точное число погибших от голода в блокаду неизвестно до сих пор. По одним оценкам 800 тысяч. Зрителю показывают "авторский взгляд". Эксперты преждевременных выводов не делают.
"Я фильм не видел. Не видя фильма, я ни о чем говорить не могу. Фильм надо посмотреть, а дальше будет видно. Вообще табу на культуру нет. За небольшим исключением, а это небольшое исключение его надо определить", - заявил гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Красовский уверяет, сценарий фильма – художественный вымысел. Человеку, более-менее знающему историю, станет очевидно, что в 41-м никто ни на какой загородной даче новый год отмечать не мог – город в плотном кольце. Режиссер Красовский, впрочем, известен своим политизированным взглядом на многие вещи.
"26 марта за нашу и вашу свободу вышло большое количество людей на митинг, как вы знаете. Мне бы очень хотелось, пользуясь этим, извините, моментом, уважаемые коллеги, ветераны, уважаемые авторитетные люди: используйте свою власть над умами и над их чувствами. Для того, чтобы что-то изменить в судьбе этих людей", - заявлял он.
Измениться, по всей видимости, должен и взгляд на блокаду Ленинграда. С 20 ноября 41-го горожане получали самую низкую норму хлеба за все время блокады – 250 граммов по рабочей карточке, такие были у трети населения, 125 – по служащей и детской. Однако, у Красовского свои данные. Режиссер приводит, как сам выражается, "историческую справку". Выдержки из дневника инструктора отдела кадров горкома Николая Рябковского. Весной 1942 года он был направлен "для поправки здоровья" в партийный санаторий. Запись от 5 марта, разгар блокады.
"Вот уже три дня я в стационаре горкома партии. Каждый день мясное – баранина, ветчина, кура, гусь, индюшка, колбаса; рыбное – лещ, салака, корюшка, и жареная, и отварная, и заливная. Икра, балык, сыр, пирожки, какао, кофе, чай, 300 грамм белого и столько же черного хлеба на день. Война почти не чувствуется. О ней напоминает лишь громыхание орудий", - говорится в документе.
Дневник Рябковского неожиданно всплыл в архивах в 90-е. Правда самого документа долгое время никто не видел, зато активно тиражировались отдельные его фрагменты, которые без контекста мало соотносились с действительностью. Зато укладывались в общую либеральную концепцию – мол в Смольном во время блокады устраивали пиры, закапывали остатки черной икры, чтобы горожане не увидели. Первый секретарь Ленинградского горкома Жданов пока люди умирали от голода лакомился пирожными буше, ромовыми бабами, персиками, которые для него специально доставляли из-за границы. Не учли авторы слухов одного – диабетик Жданов сладкого не ел. Для Смольного установил урезанную норму снабжения, это подтверждается документально. Но вот с фактами либералы считаться не хотят.
Очередную попытку сдвинуть грань допустимого предпринял телеканал "Дождь" 27 января 2014 года, в день 70-летия снятия блокады Ленинграда "Дождь" задал своим зрителям вопрос: "Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?". Общество отреагировало адекватно жестко. Опрос удалили, директор телеканала принесла свои извинения. Комедия "Праздник" тоже из серии сместить грани допустимого.
"Тема Второй мировой, Великой Отечественной для нас является очень объединяющей. Это то, что понятно каждому, независимо от его социального положения, политических взглядов. Это то, что делает нас очень сильными, едиными. Те, кто заинтересован в том, чтобы мы были слабыми и разрозненными, делает все для того, чтобы историю Великой Отечественной подвергнуть сомнению, предоставить альтернативную правду, может свести все на уровень сатиры и шуток, как это предлагается сделать в черной комедии о блокадном Ленинграде. Это, конечно же, недопустимо, разрушительно и очень опасно", - заявил депутат Сергей Боярский.
Между тем, никто и не говорит о том, что нельзя снимать комедии о войне. Такие фильмы, причем, хорошие и любимые, действительно есть. Снимали их даже в самые трудные для страны времена – жизнь многогранна.
"Вспомним "Небесный тихоход", и после войны "Женя, Женечка и "Катюша". Но это – светлые комедии. Конечно, на войне было все, но люди во время войны хотели какого-то отдыха, чтобы подумать о мирной жизни после войны. Светлые комедии, там в первую очередь подчеркивается именно героизм, мужество наших воинов, их беззаветная любовь к Родине и не выставляются на свет грязные моменты, а подчёркивается в основном хорошее, положительное", - пояснил научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.
И что важно, фильмы эти делали люди, которые сами были на фронте, видели самые темные страницы войны, но видели и все то светлое, что проявляется в людях в самых, казалось бы, страшных обстоятельствах. Быть может поэтому в их творениях, фильмах и книгах, если и была сатира, то только про врага. Хотя, быть может, и фильм режиссера Красовского тоже про врага. Только вот врагов, как заметил один очень известный поэт – кстати, тоже фронтовик – каждый выбирает по себе.
Матвей Шестаков, Владимир Хуртин, Елена Мекертычева, "В центре событий"
Мы в Telegram