Перед крушением самолет сделал резкий поворот, оставляя за собой дымовой след
Сразу несколько авиакомпаний приостановили полёты лайнеров Boeing 737 MAX 8 после авиакатастрофы в Эфиопии. Она стала второй для новой линейки самолётов за последние полгода. Есть опасения, что обе трагедии связаны с техническими дефектами. Помощь в расследовании обстоятельств крушения готов оказать Межгосударственный авиационный комитет. На месте падения пассажирского Boeing продолжается масштабная поисковая операция. Бортовые самописцы уже найдены.
На кадрах с воздуха хорошо видно то место, где Boeing "Эфиопских авиалиний" врезался в землю. Огромная воронка и отсутствие крупных обломков, говорят эксперты, свидетельствует о том, что падал он, скорее всего, вертикально. И главный вопрос сейчас заключается в том, как этот суперсовременный самолёт мог сорваться в пике. Очевидцы рассказывают, что самолет странно себя вел перед крушением: он оставлял после себя дымовой след и издавал странный звук. Перед крушением воздушное судно сделало резкий поворот, из него в этот момент вылетали небольшие предметы.
"Это был совершенно новый самолет, к нему не было никаких технических замечаний, ни со стороны пилотов, ни со стороны обслуживающего персонала", - говорит генеральный директор "Ethiopian Airlines" Тевольде Гебремариам.
Возможно, в этом и кроется одна из косвенных причин, на которую сейчас указывают многие эксперты и пилоты. Boeing -737 MAX действительно новый самолет. Его массовая эксплуатация началась лишь в мае 2017 года. И помимо современных технических решений, его отличительной чертой стала новейшая система управления полётом.
"На сегодняшний день это, наверное, самый современный по системам управления самолет получился. И конструкторское бюро Boeing заявляло, что они практически сделали не просто систему автоматического управления самолетом. Они как бы виртуального третьего летчика посадили на борт", - объясняет заслуженный военный лётчик РФ Владимир Попов.
По одной из неофициальных версий, именно электроника могла спровоцировать эту катастрофу в Эфиопии. Для данной модели самолёта, она стала уже второй за последние полгода. Первая случилась в Индонезии. И тогда американская The Wall Street Journal писала, что концерн Boeing намеренно скрыл информацию о возможных рисках в управлении самолётами модели MAX, которые могут провоцировать внезапное сваливание.
"Сходство с авиакатастрофой, что произошла несколько месяцев назад в Индонезии, безусловно, есть. Например, колебание вертикальной скорости у обоих лайнеров было очень похоже. Как и то, под каким углом, они коснулись поверхности. Все эти данные следователи наверняка сопоставят, чтобы установить истину", - рассуждает директор по международным операциям "Reagan Aero-Tech Марк Вайсс.
На схожесть этих двух авиакатастроф, произошедших с одной и той же моделью самолета, сейчас указывают многие. Хотя винить исключительно электронику большинство экспертов и пилотов считают неправильным. После того, как упал индонезийский Boeing под Джакартой, корпорация разослала авиакомпаниям сообщения о некоторых особенностях новой модели. Речь, в первую очередь, шла о так называемом датчике "угла атаки", который может давать ошибочные показания. Знали ли об этом пилоты эфиопского Boeing - тоже вопрос.
"Если бы я проводил расследование, то обязательно поинтересовался: была ли специальная инструкция у эфиопского экипажа, проходил ли он специальное обучение. Эту новую инструкцию американские власти выпустили как раз после катастрофы под Джакартой", - говорит бывший пилот ВВС Великобритании Мики Кэй.
Если экипаж был не готов к такой ситуации и не изучал дополнительные инструкции Boeing, то ситуация, говорят эксперты, могла развиваться следующим образом. Пилот пытался поднять нос самолета, а автоматика наоборот опускала его. Причем, от раза к разу амплитуда становилась все больше. Чем сильнее вверх, тем сильнее вниз. Как итог: лайнер начинает падать.
"Это выглядит так, как будто самолет нырнул под землю, коснувшись ее крыльями. Фрагменты разлетелись. Фюзеляж буквально вкопан в землю. В настоящее время откапывают его, чтобы понять, что произошло", - рассказывает менеджер эфиопского филиала China Railway Seventh Ван Гуанхуэй.
До этого момента ряд стран, включая Китай, уже решили приостановить полёты Boeing данной модели. В России же ждут официальных выводов следствия, касательно катастрофы в Эфиопии, унёсшей жизни 157 человек. Среди них мог оказаться и опоздавший на рейс Ахмед Халид.
"Я летел из Дубаи. Затем должен был лететь в Найроби. Но из-за задержки в Эмиратах я пропустил этот самолет. Должен был улететь на следующем. Мы уже были в самолете, но не взлетали. Все спрашивали у бортпроводников, что случилось? Но они ничего толком не говорили. Только потом стали приходить новости о катастрофе", - рассказывает Халид.
Повезло и греку Антониосу Мавропулосу. Он опоздал на рейс всего на две минуты и его отказались пускать на борт. Из-за это мужчина даже устроил скандал, о чем теперь, конечно же, жалеет. На этом рейсе вообще было много иностранцев. А катастрофу сейчас называют самой интернациональной в истории современной авиации. На борту находились граждане 35 государств, в том числе три россиянина. Екатерина и Александр Поляковы летели в Кению в отпуск. На борту был и Сергей Вяликов из Твери. Инструктор по прыжкам с парашютом в тандеме и воздушный оператор.
Официальных версий произошедшего пока не озвучено. Точно установить причины этой катастрофы, безусловно, помогут черные ящики. Их уже обнаружили и отправили на расшифровку. Российский Межгосударственный авиационный комитет уже предложил помощь в расследовании.
Александр Панюшкин, Филипп Швырёв. "ТВ Центр".
Мы в Telegram