Федеральная антимонопольная служба России оштрафовала компанию Artplay Media на 100 тысяч рублей. Наказание последовало за рекламу выставки "Босх. Ожившие видения" на улицах Москвы. На постерах был размещён фрагмент одного из произведений голландского художника. ФАС признала изображение непристойным и велела снять все плакаты, рекламирующие выставку.
Рыбы, парящие в небе, ходячие яйца, зубастые монстры с колючими ушами. Много обнаженной, утрированной натуры. Так смело для средневековья Иероним Босх обыгрывал религиозные мотивы. В те суровые времена голландского художника считали еретиком и едва не сожгли на костре. Прошло почти пять веков, но его творчество будоражит не меньше прежнего. В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба от москвича, которого возмутил плакат, выпущенный для рекламы выставки, передает "ТВ Центр". На нем - репродукция фрагмента одного из самых известных полотен мастера - триптиха "Сад земных наслаждений". Организаторы не сразу поняли суть претензии. И обратились в Департамент культуры Москвы, чтобы получить искусствоведческую оценку.
"Искусствоведы выдали нам письменное заключение о том, что фрагмент триптиха, используемый нами в рекламе, является высокохудожественным произведением, носит символический характер, в том числе обнаженная натура, которая там изображена, тоже носит символический характер. И при увеличении фрагмента для рекламных целей все получилось настолько расплывчатым, что опознать там некие гендерные признаки практически невозможно", - сказала пресс-секретарь Artplay Наталья Рубина.
Впрочем, к экспертам столичного департамента культуры ФАС не прислушалась. Постановила признать рекламу непристойной, а компанию, занимавшуюся баннерами, оштрафовать на 100 тысяч рублей. Кроме того, ей поручено демонтировать все постеры с таким изображением. На основании нарушения федерального закона о рекламе.
В прессе и интернете тут же разгорелись споры - как это решение трактовать? Непозволительное для XXI века пуританство, возмущались одни. Справедливое наказание, убеждали другие. Серьезные эксперты тем временем обращают внимание на принципиальный момент: речь-то идет вовсе не о Босхе и его произведении. Речь - о добросовестности рекламщиков.
"Мы должны провести существенную важную грань в понимании того, что есть изображение обнаженного тела в мировом искусстве, с тем, что такое есть рекламный плакат, в котором часто изображается не целиком произведение, а какой-то его пикантный фрагмент. Давайте сделаем отдельные пикантные детали статуи Давида - и что из этого выйдет?" – задается вопросом Вадим Садков.
В Санкт-Петербурге, тем не менее, на личном опыте проверили: необязательно увеличивать отдельные фрагменты Давида Микеланджело, чтобы вызвать возмущение публики. В конце июля жительница Северной столицы пожаловалась на пятиметровую копию статуи, установленную у лютеранской церкви Святой Анны. Мол, рядом школа, организаторы мультимедийной выставки развращают детей. В итоге - без всякого уважения к искусству Давида "одели" с помощью кепки и бумажного скотча.
Финальное рассмотрение дела о рекламной кампании выставки, посвященной творчеству Босха, назначено на 5 сентября. Организаторы надеются на смягчение наказания. И, в свою очередь, готовы выполнить постановление Федеральной антимонопольной службы. Тем более, что из-за скандала реклама получилась неожиданно громкой. Аншлаги и сборы обеспечены.
Ольга Оксенич, Владимир Хуртин и Павел Суменков, "ТВ Центр".
Мы в Telegram