В Анкару в среду прибыл американский вице-президент Джо Байден на встречу с премьером Бинали Йылдырымом. На фоне явных попыток Запада наладить отношения с Турцией, президент страны Эрдоган вновь выступил с резкой критикой действий Брюсселя.
Для реанимации отношений с Анкарой Вашингтон сначала планировал отправить в Турцию госсекретаря Джона Керри. Однако решил, что лучше со сложнейшей задачей справится правая рука президента и искуснейший переговорщик Джо Байден, передает "ТВ Центр". За дело он берется, едва сойдя с трапа самолета. По-отечески снисходительно приобнимет за плечи встречающего его чиновника, что-то доказывает.
Дружба Анкары и Вашингтона дала трещину 16 июля - после попытки госпереворота в Турции. Реджеп Эрдоган вначале не получил от заокеанских партнеров четкой, недвусмысленной поддержки в момент противостояния с повстанцами, затем – так и не добился выдачи живущего в Пенсильвании опального исламского богослова Фетхуллаха Гюлена, которого Анкара считает организатором путча. Видимо, чтобы наглядно дать понять Вашингтону, насколько он не прав, первым делом Джо Байдену показывают разрушения в здании турецкого парламента. После экскурсии высокий гость произносит нечто, очень похожее на официальные извинения.
Протокольное рукопожатие с Бинали Йылдырымом, переговоры - за закрытыми дверями, и вот уже на пресс-конференции Байден намекает: дружба дружбой, а в вопросе выдачи Гюлена американцы стоят на своем. Решение об экстрадиции будет принимать только Федеральный суд.
"У вас нет друга ближе, чем Соединенные Штаты Америки. У нас нет намерений защищать человека, который совершает преступления. Но у нас есть необходимость соблюдать законы. В США ни у одного президента нет права принимать решения, которые должен принимать суд. Я понимаю, как рассержен турецкий народ, но этот процесс будет идти через суд", - заявил Байден.
Турецкие СМИ тут же комментируют: это - вежливой отказ, и потому вежливый, что не проявив должного уважения, США рискуют вовсе потерять Анкару, и тем самым ослабить свои позиции в регионе. В то же время экстрадировать Гюлена означало бы для Вашингтона лишиться мощнейшего рычага давления. Не собираются Соединенные Штаты жертвовать и лояльными себе курдскими формированиями — одной из наиболее дееспособных сил в сирийской войне. А это еще один источник напряженности в отношениях с Турцией, которая категорически не приемлет американской материальной поддержки отрядам народной самообороны. Наземная операция, о которой в среду объявили в Анкаре, - как раз попытка решить проблему своими силами.
Все меньше точек соприкосновения у Анкары и c Европой. После неудачной попытки госпереворота в Турции обиженный Реджеп Эрдоган будто прозрел. Вдруг заговорил о том, что членства в ЕС Турция так и не дождалась. Что от соглашения о таможенном союзе - одни убытки. Что Австрия не права, когда разрешает проводить у себя демонстрации в поддержку курдских боевиков. А в среду турецкий президент обвинил Старый свет в невыплате Турции обещанных трех миллиардов евро на нужды беженцев. И пригрозил новой волной миграционного кризиса.
"Мы сами приютили у себя миллионы наших сирийских братьев. ЕС обещал нам 3 миллиарда. Где они? Нет. Уже восьмой месяц идет, год заканчивается. От них только советы получаем. А потом говорят, что "Эрдоган нас не слушает". Но мы стоим на собственных ногах и будем продолжать держаться", - отметил Эрдоган.
Тем более, что "держаться" есть за кого. Сообразив, что делать абсолютную ставку на Запад опрометчиво, турецкий президент бросился мириться с "дорогим другом Владимиром Путиным". Получилось – потому как восстановление отношений было выгодно обеим странам.
Сближение Турции с "восточным блоком", по словам аналитиков, для США неприемлемо. Ведь в главных региональных вопросах Анкара будет прислушиваться, скорее, к Москве, чем к Вашингтону. А потому, пожалуй, главная цель визита Джо Байдена - не допустить такого сценария. Впрочем, ожидать, что Турция быстро растает и поверит каждому искусно подобранному слову вице-президента Америки, не приходится. Намечается крупный политический торг, и Реджеп Эрдоган уступать не намерен.
Ольга Оксенич, "ТВ Центр".
Мы в Telegram