Узбекистан без Каримова: что ждет Центральную Азию

Президент Узбекистана Ислам Каримов скончался. Похоронят его 3 сентября в родном Самарканде, рядом с могилами матери и братьев. В стране объявлен трехдневный траур. Каримов — один из рекордсменов по нахождению во власти среди постсоветских стран. Республикой он руководил с 1989 года и без преувеличения может считаться создателем того Узбекистана, что мы сегодня знаем.

25-годовщина независимости Узбекистана отмечалась скромнее, чем планировалось изначально, сообщает "ТВ Центр". Да, в городах выступают художественные и народные коллективы, улицы украшены  флагами, а подножие монумента Независимости в Ташкенте – цветами. Однако грандиозный салют в столице республики был перенесен. По официальной версии, из-за предстоящего футбольного матча между сборными Узбекистана и Сирии. Накануне торжеств диктор государственного канала Узбекистана зачитал поздравительное обращение к нации от имени президента Ислама Каримова.

26 лет с Узбекистаном: умер Ислам Каримов

"За исторически короткий период Узбекистан из отсталой, не способной содержать и защищать себя республики с гипертрофированно односторонней экономикой, разрушительно влияющей на нее монополией хлопка, крайне низким уровнем жизни населения, превратился сегодня в динамично и стабильно развивающееся мощное государство, занимающее достойное место в мировом сообществе", - говорилось в тексте поздравления.

Сообщения, которые приходят в эти дни из Узбекистана, совершенно неслучайно вызывают в России широкий резонанс. Страна с населением 32 миллиона человек – ключевой игрок для этого веками неспокойного региона.

С середины 90-х годов одной из главных национальных угроз остается радикальный исламизм. Боевики даже предпринимали попытку спровоцировать гражданскую войну. Однако мятеж был подавлен местными спецслужбами и армейскими частями. 

"Была организована краткая военная операция, и эти люди отчасти были уничтожены, отчасти ушли в Афганистан, где это движение не исчезло, оно примкнуло к "Аль-Каиде", а теперь к ИГ (обе организации запрещены в России). То есть эти люди обязательно попытаются сыграть в свою игру. Предпосылки к этому есть, и в Ферганской долине сторонников ваххабизма довольно много", - говорит политолог Сергей Михеев.

Как и союзников за границей. Остатки "Исламского движения Узбекистана" и прочие радикалы сначала осели в Афганистане, а теперь тренируются и воюют в Ираке и Сирии.  В самом же Узбекистане борьба с исламистами ведется жесткими, порой и жестокими методами. Тем не менее, проблема до конца не решена ни в стране, ни в регионе.

Страны Средней Азии неоднократно сталкивались с прорывами групп боевиков и терактами  в мирных кварталах. На этой  неделе в Киргизии смертник на автомобиле протаранил ворота китайского посольства и привел в действие взрывное устройство. В результате, боевик погиб, ранения получили три человека. В Бишкеке усилены меры безопасности. Террорист, вероятнее всего, связан с одной из местных радикальных организаций.  

"Не проходит недели, чтобы правоохранительные органы не объявляли о задержании очередных экстремистов, раскрытии очередных групп исламистской направленности, об изъятии экстремистской литературы, иногда даже оружия. Поэтому определенное исламистское подполье в Киргизии существует. Пока в данный момент оно себя сильно не проявляет, но в случае политической дестабилизации, конечно, это может произойти", - говорит независимый эксперт по Центральной Азии Сергей Кожемякин.

И такая дестабилизация, пожалуй, худший сценарий для  России. Он означает беспрецедентный поток беженцев. А в случае, к примеру, с Киргизией, — и участие в боевых операциях по Договору о коллективной безопасности. В регионе уже есть армейские части, например, на базе в Таджикистане. Впрочем, такое развитие событий больше теория. На деле, системы управления выстроены уже достаточно прочно. В том же Ташкенте, напоминают эксперты, руководство вполне способно сохранить стабильность. Возможно, именно это некоторых за пределами Узбекситана не устраивает. Первые же сообщения о проблемах со здоровьем у нынешнего президента Каримова немедленно получили недвусмысленную трактовку. Британская Times прямо говорит: не стоит ждать другого более подходящего момента, чтобы сделать стране прививку демократии и поставить ее под контроль. 

"Болезнь Каримова – случай, за который следует уцепиться. Киргизия доказала, что даже в этом регионе демократия может пустить корни. Западные дипломаты должны не оставлять Ташкенту сомнений в том, на чьей стороне история", - пишет издание.

История показывает: вслед за такими заявлениями  местные исламисты получают финансирование и оружие - как это было в Ливии и Сирии. Затем предпринимают отчаянные попытки дестабилизировать ситуацию. В результате, на долгие годы некогда спокойные по восточным меркам государства превращаются в территорию хаоса. Однако за годы существования независимого Узбекистана местным властям не раз удавалось успешно пресекать попытки иностранного политического вмешательства. Одна из них завершилась выдворением американских военных с авиабазы Ханабад. Этот опыт должен помочь Ташкенту в будущем.

Егор Киселёв, Наталья Епифанова, Мария Богомолова, Марк Новогрудский. "В центре событий".

Мы в Telegram
Новости по теме
Военнослужащий армии Узбекистана
Военнослужащий армии Узбекистана
Узбекистан
Узбекистан
Полиция Узбекистана
Полиция Узбекистана
Узбекистан на карте
Узбекистан на карте
Спецоперация в горах
Спецоперация в горах
Флаг Узбекистана
Флаг Узбекистана
Спецоперация
Спецоперация
Изъятое оружие
Изъятое оружие
Полиция Киргизии на месте происшествия
Полиция Киргизии на месте происшествия
Посольство Китая в Бишкеке
Посольство Китая в Бишкеке
Пограничники Китая на КПП
Пограничники Китая на КПП
Авиабаза США
Авиабаза США
СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ