10:35
  • Вт

Михаил Боярский. Поединок с самим собой

Что держит Боярского в родном городе и не даёт переехать в Москву?

Ироничный, элегантный человек в шляпе известен в нашей стране каждому. Душа компании, весёлый, разбитной, отчаянный… Таким он был всю жизнь. Сегодня Михаил Сергеевич другой. Он тяжело переживает уход из жизни своих друзей. Правда, теперь у артиста появился новый друг – самый лучший в жизни – внук Андрюша.



 

Сам Михаил Сергеевич в фильме так рассказывает о себе:

– Вот тебе Богом дано – это ощущение мира под названием "жизнь", – и ты его использовал ли? Или это нужно для того, чтобы зарабатывать деньги, или модно одеваться, или вкусно жрать – зачем ты всё это делаешь?

Хотя, некоторые коллеги, как например актёр и режиссёр Сергей Жигунов, считают, что Боярский остался прежним.

Авторы фильма приводят и его точку зрения:

– Он не расслабляется, он такой всё время. В окно прыгнуть он до сих пор может, он хулиганище! Из него это никогда не уйдёт, никогда, это всегда будет с ним, слава Богу.

…В ту пору, когда Михаил Сергеевич сыграл свою звёздную роль –  Д’Артаньяна, ему было без малого 30. Хотя герой – восемнадцатилетний. Но разницы в возрасте не почувствовал ни один человек. Боярский был буен, смешлив, громогласен. И мчался по жизни карьером с сумасшедшей скоростью…  Между прочим,  в фильм "Д’Артаньян и три мушкетёра" он попал случайно. Георгий Юнгвальд-Хилькевича хотел снимать в роли гасконца Александра Абдулова. Режиссёра едва уговорили хотя бы взглянуть на Михаила. Съёмки проходили в Одессе, и артист полетел в весёлый город на пробы.

Об этом моменте вспоминал режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич:

– Одесса есть Одесса, и там всё время все разговаривают,  даже в павильоне до команды "Мотор!" К этому привыкаешь и не обращаешь внимания. И вдруг стало тихо. Думаю: то ли что-то падает, то ли ещё что-то случилось, потому что вдруг все замолчали, даже осветители и ассистенты… Поворачиваюсь – это вошёл Боярский. Глаза горят, волосы развеваются. Огромный, красивый... Это зашёл Д’Артаньян, а не актёр.

Неудивительно, что съёмочная группа приняла артиста "на ура". Однако рано радовались. Тогдашний председатель Гостелерадио СССР, всемогущий Сергей Лапин, чуть было не лишил несколько поколений зрителей любимого фильма. И всё из-за …роли кота, сыгранной Боярским в фильме "Новогодние приключения Маши и Вити". Режиссёр с горя отправился прямо в запой. И вообще уехал в Питер, сказав, что ничего снимать не будет…

Зрители даже не представляют какие невероятные рокировки происходили за кадром. Какое неожиданное предложение сделали Юнгвальд-Хилькевичу, вызвав его в Госкино? Почему съёмочная группа сразу не приняла Ирину Алфёрову? И как Д’Артаньян вступился за свою Констанцию? В чём провинился оператор перед Алфёровой и чем исправил свою оплошность?

Именно во время съёмок "Д’Артаньяна и трёх мушкетёров" возникла настоящая и крепкая мужская дружба. Невероятную привязанность друг к другу артисты, сыгравшие мушкетёров, сохранили на всю жизнь. Тот факт, что они живут в разных городах, отношениям ничуть не мешает. Они постоянно перезваниваются. Да и коренной питерец Боярский часто навещает белокаменную.

Киношный Портос – Валентин Смирнитский – вспомнил такой случай:

– Мы однажды сидели в мастерской у художника Коли Серебрякова. И кто-то сказал: "Ну, чего, позвоним Мишке в Питер? Расскажем ему, паразиту, как нам сейчас хорошо и как жалко, что его с нами нет". Позвонили. Это было 11 часов вечера. Он молча слушал это всё и сказал: "Ну что же, я вам очень завидую". И через 3 часа прилетел на почтовом самолёте.

Самый красивый и счастливый на экране мужчина родился в Ленинграде в актёрской семье. Отец Михаила, Сергей Александрович Боярский, работал в театре Комиссаржевской. Мама, Екатерина Михайловна Мелентьева, была актрисой театра комедии. Артистами были и братья отца Михаила.

Ничего удивительного, что театральный ребёнок в четыре года уже снялся в кино. Это была дипломная работа оператора и режиссёра Леонида Макарычева на тему "спички детям не игрушка". Партнёрами маленького Миши были его папа и его родной дядя Коля. Авторы фильма разыскали уникальные кадры, и зрители увидят начинающую четырёхлетнюю кинозвезду Мишу Боярского. Легендарные актёры – Толубеев, Меркурьев, Черкасов, Чирков… Для Боярского это были свои люди. Озорные дяди, постоянно разыгрывавшие друг друга и с удовольствием включавшие в свою игру ребёнка…А однажды в Ялте Михаилом даже "закусывали". Как? Узнаете из фильма.

Такие мужчины, как Боярский, сводят женщин с ума. Кто-то однажды остроумно сказал, что "Боярский жил при сексуальном коммунизме. Ему любой мог отдать всё – от тела до водки". Влюблённые девушки приезжали в Ленинград, караулили артиста в подъезде, ложились под колёса его машины.

Во Львове, где проходили основные натурные съёмки фильма о мушкетёрах, до сих пор шутят, что после пребывания там съёмочной группы на свет появилось много маленьких Атосиков, Портосиков, Арамисиков и Д’Артаньянчиков. Но уже 40 лет главное для Боярского – семья. Наверное, только такая жена, как Лариса Луппиан, и могла быть у Боярского – сдержанная, невозмутимая. И, к тому же, с отличным чувством юмора. С Ларисой Михаил познакомился тоже на сцене. Он играл влюблённого Трубадура, а она – прекрасную Принцессу в "Бременских музыкантах". Довольно быстро стало понятно, что это – любовь! Но Михаил продолжал ограничиваться ухаживаниями, и предложение Ларисе сделал только через четыре года…

Какие правила жизни с Д’Артаньяном выработала Лариса? Что держит актёра в родном городе и не даёт переехать на работу в Москву, несмотря на заманчивые предложения? Во что он верит? Почему Алла Сурикова и Сергей Жигунов хотели "убить Д’Артаньяна"? И как сам Боярский спас Сурикову от гибели?  

Дмитрий Толкачёв