Как Евгений Дятлов и Андрей Мерзликин учились самолётами управлять

Его имя знают даже те, кто никогда не грезил авиацией. Восьмисерийный фильм "Чкалов" – это история лётчика-испытателя и легендарного комбрига Валерия Чкалова.

Картина рассказывает о жизни лётчика Валерия Чкалова с 1924 года (времён обучения в Серпуховской лётной школе) до трагической гибели в 1938 году. Режиссёром проекта стал Игорь Зайцев, известный по фильмам "Каникулы строгого режима", "Диверсант. Конец войны", "Есенин". Прежде чем приступить к работе над фильмом, Зайцев и сценарист Алексей Поярков отправились в музей Чкаловска – они решили выяснить некоторые детали из жизни Валерия Павловича, и его реальные физические данные. Так, они нашли документы, подтверждающие рост лётчика – 1 м 64 см.

Исполнителя на главную роль выбирали долго и мучительно. Евгения Дятлова режиссёр увидел в одном из телесериалов. Причём приглашённый на пробы артист был чуть ли не последним в списке претендентов на роль. О той встрече Зайцев позже вспоминал: "Когда Женя пришёл – огромный и невероятно обаятельный, все сразу поняли: пришёл Чкалов". И хотя ни о каком внешнем сходстве не было и речи, к тому же рост Дятлова – 1 м 82 см, всё же Евгений был утверждён на роль. "Произошёл тот самый случай, – продолжает режиссёр, – когда мы говорим: знаете, Дятлов похож на Чкалова больше, чем сам Чкалов на самого себя".

Чтобы Дятлову было легче вжиться в роль, решили отправить его в настоящий пробный полёт. После приземления артист воодушевленно делился впечатлениями: "Первое, о чём я подумал, когда побывал в одной кабине с лётчиком: миллионы людей будут на меня смотреть, будут критиковать. Не могу передать ощущение от перегрузок и то, что происходит с лётчиками во время боя. Это такой восторг и удивление. Нужно войти в эту "бочку" и в "мёртвую петлю", пройти сваливание в пике и выход, чтобы понять, каково быть лётчиком на войне. И тогда вдруг осознаёшь, до какой степени люди преодолевали свои пределы – возможные и невозможные". Научиться управлять самолётом пришлось и Андрею Мерзликину (он сыграл Александра Анисимова): "Я пробовал управлять настоящим ЯК-42. В течение 15 минут за штурвалом я не понимал, что со мной происходит. Лётчики-асы доверили мне в тот момент всё, кроме взлёта и посадки".

Для достоверности в фильме были использованы довоенные самолёты. Однако не обошлось и без современных технологий. К примеру, один из ключевых эпизодов фильма – знаменитый пролёт комбрига под Троицким мостом Петербурга, воссоздали с помощью компьютерной графики.

По признанию режиссёра создатели фильма постарались досконально воспроизвести условия, в которых готовились и тренировались лётчики 30-х годов. На площадке появились тренажёры, симулятор воздушного боя – стальная люлька на рельсах, которую приходилось раскачивать вручную. В такие моменты находящийся внутри артист стрелял по нарисованному на заборе небу.

Съёмки фильма проходили в Москве, Санкт-Петербурге (на канале Грибоедова – от Львиного пешеходного моста до Харламова моста, на Мойке – от Фонарного до Поцелуева моста, на Зимней канавке – от Эрмитажного до 2-го Зимнего моста), а также в авиашколе в Серпухове, где учился легендарный лётчик, и на аэродроме Дракино.