"Последний ход королевы": Швейцария в Санкт-Петербурге и актёр с характером

О том, как снимали фильм "Последний ход королевы", рассказывают режиссёр Игорь Драка и исполнительница главной роли Вера Шпак.

Для Насти, владелицы не очень успешной строительной фирмы, бизнес – не главное в жизни. Больше всего ей хочется усыновить маленького Даню, с которым девушка случайно познакомилась на улице. Не желая смириться с гибелью родителей, мальчик всё время сбегал из детского дома. Когда-то и сама Настя пережила смерть родителей, после чего замкнулась в себе. В новой школе девочку встретили неприветливо. Единственной, кто встала на защиту новенькой, стала первая красавица класса Кира. И вот спустя 15 лет на стройке, где работала фирма Насти, находят труп её бывшей подруги. Все улики указывают на причастность к убийству Насти. А тут ещё выясняется, что Даню пожелала усыновить другая семья – известная телеведущая Татьяна и её муж, журналист Михаил Вишняков. К тому же на Настю начинается охота…

– Несмотря на детективный жанр фильма и поднятую социальную тему усыновления детей-сирот, эта история про любовь. Да, пусть это будет сказка для взрослых, – говорит режиссёр Игорь Драка. – Кто-то, посмотрев, может засомневаться: может ли быть такая серия случайностей в жизни? Смущало в этой истории и то, что у нас очень красивая героиня. По сюжету она – одинокая девушка, которая никак не может найти своё счастье, а у нас актриса Вера Шпак – секси и красавица. Хотя продюсеры утверждали, что зачастую именно такие женщины и бывают одинокими. Скажите как женщина: так же не бывает?

Вера Шпак:

– По статистике большинство незамужних и неустроенных женщин как раз больше всего среди успешных, красивых и умных… Поверьте, это правда…

Игорь Драка:

– Тогда женщинам этот фильм должен понравиться.

Вера Шпак:

– Роль Насти могла сыграть актриса постарше, со скромной внешностью. И я очень благодарна режиссёру Игорю Драке и продюсеру Лене Кудряшовой, которые боролись за меня, несмотря на все вопросы. Ведь смысл не в благополучии, а в том, что любой человек может оказаться в такой ситуации. Так же происходит с Вишняковым, которому хочется усыновить именно этого ребёнка. И получается, что мальчик Даня – это центр, который сводит двух любящих его людей. У Вишнякова тоже неполноценная семья, где нет детей. Жена Татьяна идёт вперёд за карьерой, а муж мечтает о семье.

– Где проходили съёмки фильма?

Игорь Драка:

– Съёмки прошли в Санкт-Петербурге и посёлке Металлострой, который очень напоминает провинциальный городок. Озеро в Швейцарии – это наша родная Нева, снятая под углом в районе Металлостроя, аэропорт – в "Пулково", причём в таком месте, что никто не догадается, что это наш аэропорт.

– В фильме есть эпизод, как под плитами находят тело Киры…

Игорь Драка:

– Под плитами лежал муляж руки с красивым маникюром. Мы навалили разбитые плиты, а между ними засунули "руку" и снимали под нужным углом. Ощущение, что там и правда кто-то лежит.

– Одну из главных ролей сыграл ребёнок, для которого съёмки в кино стали дебютом…

Игорь Драка:

– У нас был чудесный малыш – 4-летний Кирюша. Хулиган страшный! Ни маму, ни бабушку не слушался, даже приходилось покупать конфеты, чтобы с ним договориться. И за каждый дубль приходилось расплачиваться с ним конфеткой. Вся группа поражалась. А с актрисой и нашим продюсером он очень подружился. Когда у него был крайний съёмочный день, так рыдал…

Вера Шпак:

– Для меня съёмки с ребёнком были первым опытом, и это непросто. Помню, как малыш пришёл и заявил: "А я не хочу сниматься в кино". Пришлось всем его уговаривать, что это весело и интересно. Надо отдать должное родителям Кирюши, он большой молодец, всегда знал текст. Он чудесно репетировал, а как только начинали снимать, говорил: "Не хочу сниматься, пойдём играть". Вот и приходилось нам вдвоём с продюсером Леной Кудряшовой, как двум нянечкам, играть и бегать с ним в догонялки. Уговаривали: "Пойдём снимемся, а потом посмотрим на маленьком экранчике, что получилось". В последние дни у него появилась уже другая игра. Он садился за режиссёрское кресло, брал рупор и объявлял: "Снимаем крупно меня". Как-то я спросила: "А мне крупный план дашь?" Мой юный партнёр снисходительно отвечал: "Ну, не знаю", а потом объявлял в рупор: "Сейчас снимаем крупный план мамы Насти". Так и работали. (Смеётся.) А если честно, мы просто подружились. И Кирюша вне кадра даже обращался ко мне "мама Настя".

Несмотря на детективную линию, "Последний ход королевы" – это всё-таки история о любви. Ведь любовь к ребёнку – тоже любовь, материнская. У нас получилась искренняя и чистая, ничем не опошленная история. В кадре были лишь один невинный поцелуй Насти и Миши, который и сняли-то с двух дублей. А самой короткой сценой по времени съёмок стала ссора Киры и Насти во время выпускных экзаменов. На моём лице практически не было косметики, волосы собрали в какой-то мышиный хвостик, надели нелепую юбочку, и мы начали репетировать сцену. Когда этот эпизод сняли с одного дубля, одним кадром, все были в шоке. Нам казалось, что эта сцена, очень важная в истории, должна была сниматься дольше. Но режиссёр был уверен, что мы сыграли её так, как надо, с первого раза. Кстати, в тот же день в школе снимали детские истории наших с Кирой Кауфман героинь, как Кира посвящает Настю в свои пажи. Мы сидели с ней у плейбэка и смотрели на девочек. Девочки крутые, и я радовалась и удивлялась, насколько юная актриса похожа на меня.

– Что было самым непростым на съёмках именно для вас?

Вера Шпак:

– Самый стрессовый был первый съёмочный день, когда снимали на заброшенном заводе, как мою героиню держат на стуле с перевязанными ногами и руками. Мне пришлось почти весь день сидеть связанной, даже царапинки на руках остались. Самым противным была пыль, из-за которой нечем было дышать.

– Есть что-то в характере героини, что близко вам и чем вы не похожи?

Вера Шпак:

– Любовь к детям, чудесные отношения с бабушкой – общее. У меня тоже очень большая и дружная семья. И я этим дорожу по жизни. У меня есть замечательная старшая сестра. Она – ассистент по актёрам. Я редко вижусь с бабушками, которые живут в другом городе, но мы дружим и всегда на связи. Я очень похожа на маму характером, а мама похожа на свою маму. Для меня, как и для Насти, преемственность поколений – важно. Что касается различий. После ссоры с Кирой, когда произошло крушение кумира, у Насти осталась психологическая травма, и ей было необходимо разобраться со своим прошлым, чтобы избавиться от комплексов. После гибели родителей, дружбы, а затем и ссоры с Кирой, героиня выросла в красивую, но больше неуверенную в себе девушку, никого не впускала в свою жизнь. И только маленький Даня пробил эту броню своей детской искренностью. Я к жизни отношусь по-другому. У меня тоже были разочарования в друзьях, но я шла дальше. Всегда знала: значит, не тот человек. Любой опыт – хороший опыт.

– Вы признались, что легко находите общий язык с детьми. О своих детях задумываетесь?

Вера Шпак:

– Обязательно! Официально я пока не замужем, но у меня есть любимый человек, с которым я готова родить ребёнка. Но это уже, как Бог пошлёт. А пока с детьми связывает то, что играю в Губернском театре Багиру в детском спектакле "Маугли".

– А в каких постановках вас можно увидеть взрослым поклонникам?

Вера Шпак:

– В "Скамейке" (этот спектакль поставил в нашем театре Дмитрий Дюжев), в постановке Сергея Безрукова "Весёлый солдат". Ещё в "Трамвае "Желание" – это наш дипломный спектакль, который поставил Алексей Гуськов. Мы его играем уже третий год после выпуска на сцене Театрального Центра на Страстном.

Бернара Батталова