04:45
  • Пн

Нонна Мордюкова. Право на одиночество

Нонна Мордюкова – страстная, неуёмная, наша!

"Эй, комсомольцы, а ну-ка, дайте станцевать приезжему человеку!" В этой сцене из фильма "Родня" вся Нонна Мордюкова – страстная, неуёмная, наша! А насколько она в жизни была похожа на себя экранную? И удалось ли ей найти своё женское счастье? Об этом фильм "Нонна Мордюкова. Право на одиночество".

 

 

В 1981 году Никита Михалков снял картину "Родня". Не имеющая ни одной награды – ни государственной, ни фестивальной, – она до сих пор остаётся одной из любимейших у зрителей. А этот танец главных героев фильма забыть невозможно! Нонна Викторовна часто вспоминала Днепропетровск, где шли съёмки. Местные жители, узнав, что можно увидеть "живую" Мордюкову, ждали часами, когда у съёмочной группы будет обеденный перерыв. Спустя годы Михалков так описывает эту сцену в документальном фильме:

– Во время перерыва она садилась на скамейку, и к ней несли как… – ну, как к митрополиту ребёночка благословить… Несли помидоры, грибы, из дома всё тащили бабы, тётки… Она всё принимала, абсолютно была органична в этом – у неё никаких комплексов не было по этому поводу.

Что касается отношений режиссёра и исполнительницы главной роли, то за время съёмок "Родни" между ними было всё – и ненависть, и любовь, и взаимное восхищение. И только близкие люди знали, что актриса была влюблена в своего режиссёра…

Нонна с юности была магнетическим полюсом для интеллигентных, умных, тонких, талантливых мужчин. Ради неё был готов оставить красавицу-жену знаменитый и влиятельный режиссёр Сергей Аполлинарьевич Герасимов… В его фильме "Молодая гвардия" Мордюкова дебютировала в кино. Однако Нонна предпочла тогда другого – её мужем стал снимавшийся в той же картине Вячеслав Тихонов. Позднее артист ленинградского ТЮЗа Юрий Каморный в порыве ревности из-за Мордюковой даже стрелялся!

Актриса была лидером во всём – в том числе, и в личной жизни. Сама начинала отношения с мужчинами и сама же их прекращала.

– Такие одарённые люди, как она, в быту наталкиваются на то, что разрушает их, и они разрушают этот быт! – объясняет Михалков.

Казалось, одиночество её не пугало… Она знала себе цену. Никогда ни к кому не подлаживалась. Как огромный корабль, не лавируя, шла своим курсом.

– Надо обязательно уступить дорогу, потому что иначе раздавит, – вспоминает в фильме народная артистка РФ Раиса Рязанова. – Вот такое было ощущение.

Общее мнение – с ней было непросто работать и трудно дружить… Эта женщина-"буря" не была создана для тихой семейной жизни… Подруга актрисы Елена Лецкая вспоминает:

– Я её как-то спросила, просто по-бабьи: "Нонночка Викторовна"… – я её так называла, – "Вы думали иногда: вот зачем? Я лучше бы была счастлива – там нашла бы хорошего мужика?" Она басом: "Ленка, ты что, я? Ты думаешь, я не была счастлива? Ты знаешь, что это такое, когда ты выходишь на сцену, а зал встаёт?"

Почему актриса сначала наотрез отказалась сниматься в главной роли в фильме "Родня"? Как режиссёр Георгий Данелия использовал бешеную популярность Мордюковой для экономии средств, выделенных на картину "Тридцать три"? О чём по-женски хихикали между собой Нонна Мордюкова и Людмила Гурченко? И что Нонна Викторовна говорила о восходящей звезде – Дмитрии Нагиеве? Об этих малоизвестных фактах зрители узнают из фильма.

О великой актрисе и неординарной женщине в фильме рассказывают: Никита Михалков, Лариса Лужина, Инна Чурикова, Людмила Чурсина, Людмила Хитяева, Валентин Гафт, Раиса Рязанова, Валерий Гаркалин, Алексей Кравченко, Ольга Машная, а также близкие Нонны Мордюковой: её сестра Наталья Катаева и подруга Елена Лецкая. Зрителей ждёт встреча с любимой актрисой в эпизодах из фильмов "Молодая гвардия", "Простая история", "Женитьба Бальзаминова", "Тридцать три", "Комиссар", "Бриллиантовая рука", "Журавушка", "Трясина", "Родня" и последней картины с участием великой Нонны Мордюковой – "Мама".

Пётр Лихолитов