Расплата за талант

Самоотдача на грани нервного истощения – неизбежная плата за талант. Есть ли порог, отделяющий чудо перевоплощения от раздвоения личности? От каких невзгод пряталась героиня "Большой перемены" Наталья Богунова? Почему кумир театральной Москвы Николай Гриценко закончил дни в психиатрической больнице? Какого проклятия пыталась избежать Татьяна Пельтцер? Ответы на эти вопросы попытались найти авторы документального фильма "Безумие. Плата за талант".

 

 

Талант – высокий дар и тяжкий крест. Перевоплощение, требующее от актёра полной отрешённости и погружения в характер другого человека, выматывающие репетиции и многодневные съёмки. Бремя славы… Груз, который по силам не каждому. Измученный рассудок ищет выход – и порой находит его... в безумии.

…Красотой Шурочки Завьяловой был в своё время сражён питерский художник Дмитрий Бучкин. Они поженились в 1963-м, вскоре родилась дочь Татьяна. Александре было 27, и всецело посвящать себя семье она не собиралась. А потому решительно призналась мужу: да, у неё есть другой. Завораживающая красавица, уже названная критиками русской Гретой Гарбо, не сомневалась: одна она не останется. Что заставило Александру Завьялову, неистовую Пистимею из советского сериала "Тени исчезают в полдень", полжизни сторониться людей? Мог ли причиной её невостребованности стать роман с иностранцем? Как самый близкий человек – сын Пётр – стал виновником её гибели? Какая роль в кино оказалась последней?

Практически одновременно с Александрой Завьяловой, рассказывают авторы фильма, на небосклоне советского кинематографа зажглась ещё одна звезда. В 1964 году на экраны вышла картина "До свиданья, мальчики", затем – "Бегущая по волнам". В главных ролях – студентка ленинградского хореографического училища Наташа Богунова. На первый взгляд Завьялова и Богунова были непохожи друг на друга – как день и ночь. Но впечатление на окружающих производили одинаковое: неземные создания! Впрочем, Наташа верила, что мир не будет к ней так уж жесток.

Ещё в институтские годы она стала женой студента режиссёрского факультета Александра Стефановича. Молодожёны на первых порах устроили себе семейное гнёздышко… в душевой комнате общежития. Экстремальная романтика, конечно, окрыляла, но лишь до поры. Надо было подумать о будущем, о работе. А с ней всё как-то не складывалось. Фильм, в который Богунова буквально вложила душу – "Мальчик и девочка" – запретили к показу. Удары сыпались один за другим. Наталью утверждали на роль, а потом говорили, что она не подходит. Только после трёх лет унижений и простоя для хрупкой красоты Богуновой наконец нашлось применение – сначала Снегурочка в "Весенней сказке", потом "Большая перемена".

На волне этой популярности Наташа тихо и мирно рассталась с мужем. И решила всецело посвятить себя актёрскому ремеслу. Могла ли она тогда хоть на миг представить, что её столь блестяще стартовавшая карьера уже закончилась? Какие драматические события привели её в психиатрическую лечебницу? Почему оказались бессильны врачи, которые пытались спасти жизнь самой актрисы?

К сожалению, не избежал психических расстройств и Николай Олимпиевич Гриценко, блестяще сыгравший Каренина в фильме Александра Зархи. Подлинную славу он обрёл на театральных подмостках. Его абсолютной вершиной стала роль князя Мышкина в "Идиоте". Николаю Гриценко едва исполнилось шестьдесят, когда случилось непоправимое: он начал терять память. Врачи поставили практически безнадёжный диагноз – прогрессирующий склероз… Поздней осенью 1979 года гениального актёра положили в психиатрическую больницу. Он уже никого не узнавал. Там же, в больнице, великий актёр и умер.

Почему звезда "Полосатого рейса", дрессировщица Маргарита Назарова, провела почти четверть века в добровольном затворничестве? Как театральная сцена помогала Татьяне Ивановне Пельтцер в борьбе с наследственной болезнью Альцгеймера?

Дмитрий Толкачёв