"Арена для убийства": Верните зуб на место!

Воздушная гимнастка Полина (Алиса Лозовская) узнаёт, что получила в наследство от таинственного поклонника загородный дом. Однако сироте, выросшей в детском доме, неожиданное богатство не приносит особой радости. Сначала она ссорится с лучшей подругой, иллюзионисткой Аглаей (Татьяна Чердынцева), жених которой, красавец Герман (Артём Карасёв), начинает ухаживать за новоиспечённой принцессой цирка. Потом кто-то убивает Германа, а под подозрение в его убийстве попадает Аглая. Полина, не поверив в виновность подруги, решает сама найти преступника. Однако вскоре гимнастка срывается из-под купола и серьёзно травмируется. И тут судьба преподносит девушке сюрприз: в её жизни появляется отец (Игорь Ботвин), который совсем недавно узнал о существовании дочери…

– Несмотря на то, что это детективная история, она ещё и о любви. А в философском смысле – это фильм о том, что не знаешь, где найдёшь и где потеряешь, – говорит режиссёр Дмитрий Аверин. – Все наши главные герои в начале фильма так или иначе одиноки. К счастью, после приключений все персонажи находят своего человека: кто-то отца, кто-то любимого мужчину, а кто-то ребёнка.

В фильме три главных героя – Полина, Аглая и стажёр-полицейский Елисей (Данила Воропаев). Парень расследует дело о странной гибели женщины, которая, как выясняется, является родной мамой Полины..

Цирк, цирк, цирк

Съёмки фильма проходили в июле-августе в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

– Поскольку наши герои – артисты цирка, в фильме много сцен с участием настоящих мастеров арены, – рассказывает Аверин. – Например, у нас снимались акробаты из шоу "Ленинград Центр", были артисты из "Цирка в Автово". Сами съёмки проходили в интерьерах шатра, который работает аж с 90-х годов. Там как раз гастролировала труппа с белыми тиграми и носорогом. И мы с удовольствием сняли несколько сцен с этими зверями.

Но даже при наличии на площадке профессиональных артистов цирка непросто пришлось исполнительницам главных ролей – Татьяне Чердынцевой и Алисе Лозовской. Поскольку по сюжету их героини – воздушные гимнастки, главным требованием во время кастинга были спортивные навыки претенденток на роль. Утверждённые Алиса и Таня за недели три до начала съёмок начали тренировки с гимнастами из шоу "Ленинград Центр". Новую профессию за короткий срок не освоишь, но девочки упорно учились правильно и красиво спускаться с полотен, держаться на них. А Таня Чердынцева просто умоляла меня разрешить ей самой выполнить хотя бы один трюк. Но рисковать здоровьем актрисы я не мог. Так что под куполом цирка работали дублёры, а на манеж спускались актрисы. Кстати, все сложные гимнастические трюки за Алису Лозовскую исполняла Екатерина Качаева, артистка "Ленинград Центра".

В фильме есть кадр, где Полина с луком спускается из-под купола цирка. На фоне волшебного зелёного экрана, о котором знают знатоки спецэффектов, мы подвешивали актрису на высоту примерно два метра, положив на полу маты. А уже после на мониторе смонтировали нужные кадры.

Профессия про запас

– Но Алисе всё-таки пришлось без дублёра самой выполнить один трюк – когда по сюжету её героиня сваливается с обрыва в речку, на камни, – продолжает Аверин. – Актриса долгое время лежала на холодных камнях и в ледяной воде. Несмотря на гидрокостюм под одеждой, ужасно мёрзли руки, ноги, голова. Согревать после каждого дубля Алису было невозможно – группа находилась наверху, а внизу были лишь Алиса и Игорь Ботвин. Но актриса мужественно не только выдержала все дубли, но и не забывала между ними улыбаться.

За время съёмок артисты постигли азы новых профессий. Если девушки научились грациозно двигаться, то Игорь Лепихин, сыгравший в фильме иллюзиониста дядю Тошу, овладел навыками фокусника.

– Цирковым чудесам Игоря научил мой знакомый фокусник-иллюзионист Роман Борщ, – вспоминает Аверин. – У него нереальное количество трюков, а дома есть настоящая "Лавка чудес". На съёмки он приехал на личном автобусе, полным всякого реквизита – складными столами, букетами, голубями, кроликом и многим другим. Надо сказать, у Лепихина легко стали получаться разные трюки, особенно быстро он научился прятать в рукаве шарик.

Всё дело в молочном зубе!

– Я уже говорил, что в нашем фильме все герои одиноки. Дядя Тоша, к примеру, вырастивший Аглаю после гибели её родителей – воздушных гимнастов – вдруг понял, что должен поддержать детдомовца Севку, –  рассказывает режиссёр. – И тут я хочу сказать про юного артиста, который стал моим любимцем. Роль Севки для Макара Кусакина стала дебютом в кино. Мальчик фантастический. Работал как настоящий артист, всегда приходил на площадку с выученным текстом. Когда я просил его произнести совершенно другие слова, у меня не было уверенности, что ребёнок вообще слышит меня – Макар вертел головой, отвлекался. Но стоило заработать камере, не только произносил новый текст с правками, но и отыгрывал все эмоциональные акценты. Я много детей снимал, но такой ребёнок у меня в первый раз...

Причём на роль Севки претендовало детей двадцать. В итоге остались два мальчика, одним из которых и был Макар. А ведь именно в нём я больше всего сомневался, сначала утвердил другого мальчика. Но что-то случилось, мальчик уехал с родителями на отдых. Пришлось брать Кусакина. И это большая победа. Самое забавное, когда были отсняты многие сцены с участием Макара, у него выпал молочный зуб. Что делать? Спасибо родителям, которые нашли клинику, где врач каким-то образом посадил на время этот выпавший зуб обратно. (Улыбается). И Макар, несмотря на протез во рту, снимался дальше.

Бернара Батталова