"Крёстный": подвиги Сергея Пускепалиса

Как остаться порядочным человеком, если тебя используют в беспринципном опыте над не рождённым ребёнком? Герой фильма "Крёстный" докажет, что клятва Гиппократа для врача – священна.

Когда-то во время войны в Косово акушер Алёхин (Сергей Пускепалис) помогал роженицам, став крёстным для сотен сербских и албанских ребятишек. Сегодня, в мирное время, согласившись на просьбу генерала Игоря Фёдоровича (Андрей Смоляков), доктору приходится стать участником научно-медицинского эксперимента. Алёхин должен помочь родиться ребёнку неизвестной женщины, находящейся в коме. Порядочный человек и талантливый врач, он соглашается участвовать в таинственном проекте не ради славы и денег. Для Ильи Алёхина важны жизнь матери и ребёнка, которым необходима его помощь…

– Фильм основан на реальных событиях, на подлинной истории моего друга, Врача с большой буквы – Алексея Борисовича Ильина, – рассказывает автор сценария Илья Тилькин. – Эту историю я посвятил ему в знак благодарности за то, что он дал жизнь моим детям. Конечно, в фильме есть и художественный вымысел, например, полностью придумана любовная линия. Но всё это мы с Алексеем и его женой Таней обсудили заранее. И я рад, что Ильин согласился стать консультантом на этой картине.

Познакомившись с Сергеем Пускепалисом, сценарист отметил, что актёр и доктор Алексей Ильин – люди с крепким стержнем, чем-то очень похожи.

– Считаю, что любой фильм о войне должен быть антивоенным, – говорил актёр Сергей Пускепалис. – И наш фильм именно такой. Жизнь моего героя делится на две истории: во время войны в Косово и в наше время. Благодаря Алёхину мы видим все ужасы и абсурд происходящего. Все дерутся, стреляют, а он лечит, независимо от нации, вероисповедания и того, кто по какую сторону лагеря находится. Алёхин, стоящий у истоков жизни, попадает в обстоятельства, где люди иногда не понимают её ценности и наплевательски к ней относятся. Интересный ракурс, необычный. Я задумывался: а что в момент появления на свет нового человека испытывают врачи? Это же невероятные ощущения!..

Что касается медицинских терминов, которые мой герой произносит в фильме. Я умею с умным видом произносить слова, смысла которых не понимаю. Вроде убедительно получается. До съёмок я консультировался со своими друзьями, работающими акушерами-гинекологами, дал почитать сценарий. История им понравилась, они сказали, что в ней много жизненного. И благословили на роль, заодно проконсультировав по некоторым нюансам.

А вот роды я принимал под руководством самого Алексея Ильина, который приезжал к нам на съёмки. Конечно, там были не дети, а специальные куклы, одна из которых может даже двигать руками, ногами, воспроизводить мимику. Так что я стал крёстным этого двигающегося пупса. (Речь идёт о кукле-аниматронике, созданной Петром Горшениным. – Прим. автора).

Съёмки фильма проходили в 2013-2014 годах в Санкт-Петербурге и Македонии.

– Я впервые побывал на территории бывшей Югославии, – вспоминает Андрей Смоляков. – Посмотрел город Битола, где жила группа. Несмотря на то, что жизнь в этой стране тяжёлая после всех событий, люди всё равно живут, улыбаются, и нет там никакой агрессии. В фильме мой герой говорит по-сербски. Выстраивать логику моего сербского языка помогали местные актёры.

Главными объектами в Санкт-Петербурге были клиника имени Алмазова, старая железнодорожная больница и помещение бывшего роддома.

Факты

* Для съёмок первого блока "Крёстного" – косовской войны – пейзаж был принципиален. Конечно, снимать в Косово, где развиваются события фильма, невозможно – русских туда не пускают. Рассматривали Сербию, но выбор остановили на Македонии, где похожие горы, сёла, улицы города, крыши домов.

* "Марс Медиа" стал первой кинокомпанией из России, которая снимала в Македонии. Хотя там уже давно работают кинематографисты из Ирландии, Германии, Франции, Турции, Англии. Американцы здесь делали фильм "Миротворец".

* Базой съёмочной группы стал второй по величине город Македонии – Битола. У него не было такой динамики роста, как в столице страны Скопье, и поэтому он остановился в индустриальном развитии.

* Большинство объектов для съёмок находились непосредственно в Битоле. Например, заброшенные казармы, занимающие полгорода, в которой когда-то служили 15 тысяч югославских солдат. Но в 1991 году, после распада, югославская армия забрала оттуда всё: от оружия, бронетехники до люстр и лампочек. Долгое время казарма пустовала и зарастала бурьяном. Теперь идеально подходит для кинематографистов. Здесь группа "Крёстного" построила амбулаторию Алёхина, военный штаб, казармы российских войск.

* Самая масштабная декорация была построена за 4 дня под Битолой – русский военный лагерь площадью один квадратный километр. Всю территорию обнесли забором, сеткой, колючей проволокой, поставили мобильный госпиталь, 10 палаток, 2-этажный КПП, столовую, дот бокового огня.

* У группы в самом начале возникла неожиданная проблема с военной техникой – просто потому, что в Македонии практически нет армии. Поскольку найти в Македонии не только российское оружие, но и обмундирование наших войск невозможно, костюмеры и реквизиторы привозили необходимое из Москвы. Хотя дело это было непростым, поскольку в страну запрещено провозить что-либо военное. Поэтому в описании к предметам указывалось, что кобура – это "кожаная сумочка на пояс", рация – "радиоприёмник зелёный, бутафорский", каска – "головной убор, мужской, железный", тельняшка – "полосатая мужская майка". Так группе удалось привезти на съёмки 7 рюкзаков реквизита!

Пресс-служба телеканала "ТВ Центр".