05:20
  • Вс

Леонид Гайдай. Человек, который не смеялся

Звёздный путь Гайдая-комедиографа

Как ни парадоксально, гайдаевский путь в комедию начинался с драм. Первым фильмом вгиковского выпускника-отличника, сталинского стипендиата была картина "Долгий путь" – про политических ссыльных царских времён. Фильм посмотрел Михаил Ромм и неожиданно выдал: "Вам бы, батенька, комедии снимать". Но снимать комедии Гайдай не собирался! Он и режиссёром быть не хотел – только актёром. Вот только на актёрский во ВГИК его не взяли, а на режиссёрский приняли – фронтовик всё-таки.

 

 

Получив наставление Ромма снимать комедии, Гайдай мрачно и обречённо отправился к руководству "Мосфильма" за новым сценарием. Директор "Мосфильма", всемогущий Иван Пырьев, что-то разглядел в молодом неулыбчивом человеке и рискнул – вручил сценарий "Жених с того света". Было удивительно, но на съёмках Гайдай почувствовал себя как рыба в воде. У 34-летнего режиссёра всё получалось чуть ли не с первого дубля! Леонид был уверен, что эту высоту он взял, поэтому можно заняться чем-то серьёзным. Оставалось всего ничего – представить картину худсовету студии. И тут грянул гром… Что же случилось? Узнаете из документального фильма.

Второй картиной молодого режиссёра стал "Трижды воскресший". Но её никто и не заметил. Пережить разочарование помогала жена Нина Павловна. Она вообще была его главной путеводной звездой на протяжении всей жизни. Они познакомились ещё во ВГИКе. Нина Гребешкова училась на актёрском и была невероятно хороша собой. Будучи талантливой актрисой, тем не менее она посвятила жизнь мужу, занималась хозяйственными делами. И она же была его первым критиком и советчиком. Именно Нине Павловне Гайдай показал фельетон про трёх браконьеров, который ему так понравился. С её одобрения он немедленно сел писать сценарий, которому дал подчёркнуто легкомысленное название "Пёс Барбос и необычный кросс" – чтобы худсовет не придрался.

Так начался звёздный путь Гайдая-комедиографа. В 1961 году "Пса Барбоса…" номинировали на "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах как лучший короткометражный фильм. И Гайдай, наконец, поверил в себя.

Своим дальнейшим успехом Леонид Иович во многом обязан сценаристам Морису Слободскому и Якову Костюковскому, вместе с которыми он написал сценарии "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", "Бриллиантовая рука". Вместе с ними же держал оборону перед худсоветом. Так, во время утверждения "Кавказской пленницы" их вызвали в Госкино, и самый высокий киноначальник обрушился на них за "насмешки над советским чиновником", фразы типа "в соседнем ауле жених украл члена партии". В тот раз вмешался случай в лице Леонида Брежнева. Он попросил какую-нибудь свеженькую комедию – посмотреть на выходных. И Брежневу отвезли "Кавказскую пленницу". Леонид Ильич хохотал, был в полном восторге. Это картину и спасло.

Следующим громким успехом режиссёра стала комедия "Бриллиантовая рука". Хотя работа над ней была непростой. Например, Гайдай заставил оператора учиться плавать с аквалангом, чтобы самому отснять подводные сцены. Немало проблем возникло и с, казалось бы, такой простой вещью, как костюм для героя Леонида Каневского. Вот как об этом в документальном фильме рассказывает сам Леонид Семёнович:

– Прилетаю в Баку, меряю костюм и понимаю, что он на мне не сидит. Выхожу и говорю Леониду Иовичу: "Посмотрите: не то!" Он согласился. И вот в очередной раз выхожу, уже с голым торсом, на площадку и жалуюсь, что ничего не можем подобрать. Он говорит: "Стоп-стоп-стоп! Это что за костюмчик? Кто тебе его справил?" Я отвечаю: "Это не костюм, это я сам…" – "Вот в нём и будешь сниматься!"

"Бриллиантовую руку" худсовет принял прохладно: Миронов кривляется, Никулин мог бы сыграть и поострее, Светличная слишком соблазнительна… Зато зрителям фильм очень понравился. А Гайдай после очередного фантастического триумфа решил взяться за старое – надумал снять серьёзное кино. И выбор пал на "Бег" по Булгакову. Почему же не сложилось с Булгаковым? Из-за чего Гайдай рассорился со Слободским и Костюковским? Ответы – в фильме.

Следующим соавтором мэтра стал Владлен Бахнов. Вместе они написали "12 стульев", "Иван Васильевич меняет профессию", "Не может быть!". И эти фильмы стали последними триумфальными для режиссёра. Что же с ним случилось дальше? Почему чиновники разнесли в пух и прах его картину "Инкогнито из Петербурга"? Как Гайдай перенёс провал фильма? В чём Леонид Иович неожиданно признался Дмитрию Харатьяну? Об этом и многом другом в фильме рассказывают композитор Александр Зацепин, режиссёр Карен Шахназаров, актёры Леонид Каневский, Дмитрий Харатьян, Сергей Мигицко, киновед  Сергей Капков и другие.

Юлия Палагина