"Разоблачение Единорога": как Елена Полянская гравюру искала

В небольшом городке судьба сводит друзей-однокурсников. Коля Журавлёв (Алексей Анищенко) сделал успешную карьеру чиновника в Москве, там же занимается наукой Лиза Баталова (Елена Полянская). А Лёня Кудрявцев (Семён Лопатин) работает в местном музее с нищенской зарплатой и считает себя типичным неудачником. Как и в юные годы, Журавлёв и Кудрявцев влюблены в Баталову. Саму же искусствоведа больше интересует бесследно пропавшая много лет назад редкая гравюра с изображением единорога. Пока в архивах провинции женщина ищет след пропажи, в Москве убивают владельцев других гравюр с такими же сюжетами. А когда погибает похожая на искусствоведа девушка, становится понятно: Лизе угрожает опасность. И Николай, и Леонид пытаются защитить любимую. Правда, каждый это делает по-своему…

– Несмотря на жанр детектива, фильм не столько о тайнах и преступлениях, сколько о нас самих, наших желаниях и сомнениях, – рассказывает режиссёр Вячеслав Лавров. – Иногда нам кажется, что жизнь проходит не так, как хочется. Всё чаще терзает мысль, что время бежит, но ещё можно и даже необходимо что-то изменить. Для достижения цели каждый человек продумывает свои пути решения.

Детективный жанр предполагает присутствие в фильме экшн-сцен. Вячеслав Лавров признался, что в сценах для выполнения трюков, пусть и незначительных, артистов заменяли профессиональные дублёры. Каскадёры выступили и в роли бойцов ОМОНа.

– Во время съёмок эпизода, когда бандит-громила сбивает с велосипеда героя Семёна Лопатина и берёт его в заложники, мы не стали рисковать здоровьем артиста, а пригласили профессионала, – вспоминает режиссёр. – А вот в сценах, когда связанной по рукам и ногам Лизе засунули в рот ещё и кляп, актрисе Елене Полянской пришлось сниматься самой. На протяжении пяти часов актриса героически терпела и кляп во рту, и дискомфорт от затёкших конечностей. Но как только появлялась возможность, Лену быстро освобождали от верёвки, давая ей размять ноги и руки.

Работа над фильмом проходила в мае 2018 года в Москве и Подмосковье.

– Запомнились просто волшебные съёмки в усадьбе Середниково, в бывшем имении Всеволожских и Столыпиных, – продолжает режиссёр. – Это одно из самых известных лермонтовских мест. Там настолько красивые виды, что все необходимые для картины экстерьеры было решено снимать именно в усадьбе. Обещаю: зрителей особенно впечатлят кадры, снятые с квадрокоптера.

В фильме можно увидеть много красивых предметов искусства и старины – гравюры, картины, книги.

– Много искусства в кадре, на мой взгляд, – большое достоинство. Что-то для съёмок мы брали из запасников "Мосфильма", большинство же бутафории было сделано нашими художниками. Уверен, что кадры в музее со старинными экспонатами сделали картину познавательной и в то же время атмосферной и лёгкой, – говорит Лавров. – А если учесть, что приключения наших героев мы старались снять в стилистике интеллектуального детектива, хочется верить, что фильм будет интересен и любителям мифологических историй, и почитателям искусства старины, и поклонникам детективов.

Бернара Батталова