"Сорок розовых кустов": о женской дружбе и рыбачке Лизе Арзамасовой

Знакомство топ-менеджера банка Александры (Эмилия Спивак), медсестры Анны (Екатерина Соломатина) и поэтессы Иветты (Елизавета Арзамасова) происходит по пути в аэропорт. На горной дороге микроавтобус с пассажирками попадает в автокатастрофу. Женщины, чудом оставшиеся в живых, уверены, что это счастливое спасение – знак судьбы. И вскоре всем троим предстоит в этом убедиться. Саша получает флешку с таинственным посланием, в Иву влюбляются братья – местные рыбаки Костя (Дмитрий Бедерин) и Ставрос (Вахтанг Беридзе), а Аня пытается восстановить отношения со своим одноклассником Андреем (Максим Битюков)…

– Общая беда объединяет женщин. Оказавшись в безвыходной ситуации после аварии, Анна и Саша благодарны Иветте за гостеприимство и соглашаются пожить у неё. Однако в доме гостьи становятся свидетелями неприглядной сцены измены жениха Иветты. И с этого момента начинает разворачиваться эта история. Конечно, наш фильм, прежде всего, о любви и предательстве, а ещё о женской дружбе, – говорит режиссёр Олег Штром. – Героини оказываются в сложной ситуации, личная жизнь каждой даёт трещину. И им предстоит пройти через всевозможные тернии, предательство близких и другие испытания, чтобы многое понять и исправить. Своим фильмом мы в очередной раз доказываем, что настоящая женская дружба существует. Героини имеют разные ценности и жизненные установки, разный социальный уровень, но при этом у Саши, Анны и Ивы одинаково понятие о человеческой доброте, достоинстве и любви. Может, поэтому очень быстро между ними стёрлись и возрастные грани. Мне как режиссёру было интересно наблюдать, как настолько разные героини и исполнительницы ролей легко нашли общий язык. И здорово, что у всех актрис получился свой неповторимый образ. Режиссёр раскрыл тайну: в фильме есть и криминальная линия.

– Над Сашей нависла смертельная угроза, связанная с гибелью близкого человека, оказавшегося замешанным в финансовой махинации. Так что криминальная основа в нашем фильме имеет не меньшее значение любовных коллизий, – продолжает Штром. – Если бы не было криминальной завязки, то скорее всего, героини не соприкоснулись бы. А история каждой из них в отдельности была бы не так интересна.

Съёмки картины проходили весной 2018 года в Крыму, между Севастополем и Евпаторией. Съёмочной площадкой на время стала берёзовая роща, что недалеко от Качинского аэродрома, Бахчисарайская дорога и посёлок Любимовка. По признанию режиссёра, иногда съёмкам мешали пролетающие самолёты, взлетающие с соседнего аэродрома. Лётчики, выполняющие учебные полёты, словно извиняясь за причинённые неудобства, иногда делали движения крылом – будто махали группе. Запомнились режиссёру и съёмки пожара.

– По замыслу авторов сценария, на берегу кто-то поджигает лодку, и во время тушения пожара ожоги получает мама Кости и Ставроса – Мария (Любовь Матюшина), – рассказывает режиссёр. – Весь эпизод надо было снять быстро, чтобы успеть запечатлеть и горящую лодку, и тушащих пожар главных героев. Это было драматургически важно. Мы долго готовились к этой сцене, снимали с нескольких камер. На удивление, на съёмки всего эпизода с пожаром ушёл час. Нам повезло в ту ночь и с погодой, а то ведь она в Крыму коварная. Мы как-то поставили кран на берегу и пошли обедать. Тут погода резко изменилась, и наш обед закончился очень быстро, поскольку нам пришлось спасать кран, который уже уносил в море вдруг начавшийся шторм...

– Поскольку снимали весной, нам очень повезло – мы застали полупустынный Крым. Летом было бы снимать намного сложнее. Кстати, с Любимовкой у меня связаны мои детские воспоминания. Это первое место, которое я увидел, оказавшись в Крыму в одиннадцатилетнем возрасте. А спустя годы здесь же снимал документальный фильм о последних днях обороны Севастополя в первые годы войны (лента называется "О чём молчала 35-я батарея", – прим. автора), – вспоминает Олег Штром. – Экстерьеры в берёзовой роще идеально совпали с нашими планами. Там соседствуют и коттеджный посёлок, и простые дома, и рыбацкая деревня – все необходимые для фильма локации.

По сюжету героиня Елизаветы Арзамасовой много времени проводит с рыбаками и даже выходит с ними в море.

– Морские пейзажи, рыболовецкие судна и рыбацкий посёлок – вся эта фактура Крыма имела важное для фильма значение, – продолжает Штром. – Мне кажется, у нас получился очень хороший эпизод. Во время съёмок этих сцен нам помогали местные рыбаки. Они давали баркасы, раскидывали сети, а потом дарили нам выловленную ими рыбу. Так что вечером после смены нас ждали рыбное меню и вкусный ужин.

Бернара Батталова