"Шахматная королева". Как Валерий Баринов проучил Катю Волкову

Как спасти семью, если тайны прошлого оборачиваются смертельной угрозой? В поисках ответа на вопросы героиням фильма "Шахматная королева" придётся пережить и ряд потерь, и расставания, и обрести любовь. 

Однажды тёмной ночью спортсменка и красавица Дана (Алёна Коломина) спасает от хулигана Веру Горегляд (Джульетта Геринг). Женщина оказывается хозяйкой салона красоты "Изольда". В благодарность за спасение Вера приглашает безработную девушку к себе в салон на должность стилиста. Дана знакомится с близкими Веры и понимает, что у членов этой семьи есть свои скелеты в шкафу. А вскоре при загадочных обстоятельствах умирает мама Веры – Изольда Павловна (Ольга Науменко). Дана узнаёт, что много лет назад Изольду Павловну подозревали в похищении редких бриллиантов. Тогда это громкое дело вёл следователь Шульгин (Борис Хвошнянский), которому так и не удалось найти ни камней, ни похитителей. Вера и Дана обращаются к Шульгину за помощью…

– Все мои фильмы – про любовь, – говорит режиссёр Мария Маханько. – В этой истории есть внушительная детективная составляющая.  На протяжении всего фильма герои ищут сокровища, из-за которых гибнут люди. Только так они смогут остановить череду драматических событий. Но на переднем плане всё равно человеческие отношения: расставания, встречи, внезапно вспыхивающие чувства.

Народных артистов – в эпизод и массовку!

– Работу над фильмом вспоминаю с большим удовольствием ещё из-за подобранного поистине звёздного актёрского ансамбля. Некоторые артисты удивят зрителей непривычными образами. С Валерием Борисовичем Гаркалиным, сыгравшим в фильме ухажёра Веры, мы давно дружим. Он с радостью согласился на небольшую, но загадочную роль, а сцены с его участием мы отсняли за один день. Для него был подготовлен отдельный вагончик, в котором он мог бы отдохнуть, но он ни разу туда не зашёл, потому что с нами ему было интересно, и он искренне увлёкся съёмочным процессом. Последней снимали сцену в парке, у фонтана. Несмотря на лето, было очень свежо. Произошла накладка и первыми на площадку привезли Валерия Борисовича, Джульетту Геринг и меня. Вокруг – никого из администрации, техника тоже в пути. И хотя актёры были легко одеты, греться в кафе они не стали. А Валерий Борисович согревал нас шутками и анекдотами. Потом подоспела костюмер Лера и накрыла нас, изрядно подстывших, одеялами. Так и стояли мои артисты, укутанные в одеяла в ожидании съёмочной группы. Позже Гаркалин поделился впечатлениями от съёмок: "Это было стремительно. Привезли, одели, немного поснимали, потом положили в лужу крови, ещё чуть-чуть поснимали, сказали: "Снято, очень здорово. Спасибо, до свидания". Что это было?", – смеётся Мария.

Для съёмок маленького эпизода режиссёр пригласила других давних друзей – народного артиста России Валерия Баринова и актрису Екатерину Волкову, известную по сериалу "Воронины".

– В сценарии была крохотная сцена, где на парковке ругаются двое водителей. Мне пришла идея, что будет забавнее, если в этом микроэпизоде мы увидим, как известный артист проучил фифу, которая ставит под его окнами свой автомобиль, – вспоминает Маханько. – Когда Валерий Александрович и Катя появились на площадке, у съёмочной группы, которую я не предупредила об участии в крохотном эпизоде звёзд такой величины, возникло неподдельное удивление. На что я, смеясь, объяснила: "Это массовка приехала. Сейчас они немного подыграют главным героям и уедут". Так и вышло. Валерий Александрович Баринов талантливо "повздорил" в кадре с Катей Волковой, и после команды "Снято!" артисты сели в свои машины и удалились под изумлённые взгляды съёмочной группы.

Слёзы Джульетты

С Алёной Коломиной и Джульеттой Геринг режиссёр работала впервые.

– Снимать Алёну и Джульетту – удовольствие. Геринг я знаю давно – она уже бывала у меня на пробах и делала всё так точно, что дух захватывало, но каждый раз обстоятельства мешали нам поработать вместе. И вот в "Шахматной королеве" звёзды, наконец, сошлись, и мы встретились на съёмочной площадке, – продолжает Маханько. – Роль Веры могла сыграть только она. Дело в том, что в сценарии практически в каждой сцене этой героине приходилось плакать. Художница по гриму Наталья Фёдорова запаслась слёзным карандашом, но он не понадобился. У Геринг неиссякаемые возможности по части слёз, и в каждом дубле она плакала сама. Её можно было попросить: "Джульетта, можешь на камеру левым глазом поплакать?" – и она плачет левым. Надо правым – слёзы текут из правого глаза. Уникальная актриса! (Улыбается). Органичная, с чудесным чувством юмора.

Алёну Коломину на роль Даны мы искали почти полтора месяца. Нам нужна была противоречивая барышня: и красотка, и пацанка, и так, чтобы драться сама умела, и много других талантов. В какой-то момент уже даже отчаялись найти нашу героиню, но с появлением Алёны всё встало на свои места. Она может быть романтичной, а может быть очень жесткой и "колючей". И она не боится экспериментов!  

Кошка Муся, паучки с помойки и чучело вороны

Мария Маханько рассказала, как Борис Хвошнянский своим обаянием покоряет не только женщин, но и... кошек!

– На ТОН-студии, где мы озвучивали фильм, живёт кошка Муся, – вспоминает режиссёр. – Услышав голос приехавшего на озвучку Бориса Хвошнянского, кошка забралась в аппаратную, устроилась у актёра на коленях, и выгнать её было невозможно. Как зачарованная поклонница, она не сводила глаз с Бориса, слушая, как он говорит. (Смеётся).

Мария также вспомнила, как Анатолия Руденко во время съёмок атаковали насекомые.

– У Анатолия в этом фильме необычная роль: то его избивают, то он валяется на помойке. Когда я предложила ему сыграть этого персонажа, он обрадовался. Во время съёмок сцены, где его героя избивают, даже кричал мне: "Маша, спасибо за роль! Мне нравится!". Сцена на помойке была для Анатолия, привыкшего играть принцев-красавчиков, испытанием: актёру пришлось лежать в груде реального мусора, на реальной помойке с соответствующими запахами. Вот разводим мы с оператором Александром Пушкиным мизансцену, а в этот момент голос Анатолия с помойки вежливо интересуется: "Маша, а мы скоро начнём снимать? Просто у меня по ноге кто-то ползает…". Я подхожу и вижу, как моего артиста атакуют какие-то жучки с лежащего рядом мусора.

Сцену, когда герои оказываются у разрытой могилы и находят чучело вороны, снимали на Введенском кладбище.

– За несколько дней до съёмок этого эпизода мой любимый художник Игорь Анатольевич Морозов спросил: "Какое чучело вороны хотите? Надо заранее сказать реквизитору, чтобы успели найти птицу, умертвить и сделать чучело" – продолжает Мария. – Я пришла в ужас! Ни одна, даже самая яркая сцена в кино не стоит смерти живого существа! Я категорически против. Поэтому в нашем фильме ни одна птица не пострадала. В лавочке старьёвщика было куплено б/у чучело вороны, доработано художником – и вуаля!

Драгоценности и антиквариат

Бриллиантами, которые на протяжении фильма ищут герои, на самом деле оказались китайские камни.

– Реквизиторский цех проконсультировался с ювелирами, чтобы понять, какого размера и как должны выглядеть драгоценные камни стоимостью в миллионы долларов, – вспоминает режиссёр. – В результате остановились на ничего не стоящих китайских стекляшках. Это благодаря оператору в кадре они богато поблёскивают. Вообще, в фильме много специального реквизита, изготовленного непосредственно для "Шахматной королевы": нам даже пришлось написать маслом портрет одной из актрис. Саму актрису утвердили на роль последней. До съёмок оставались считанные дни и портрет пришлось писать второпях, поэтому когда его привезли на площадку, краска ещё не высохла. После съёмок картину торжественно подарили изображённой на ней актрисе, чему она была несказанно рада, повесив её у себя в квартире на видном месте.  

Бернара Батталова