"Окончательный приговор", или Как Татьяна Колганова восстанавливала справедливость

Когда ребёнку угрожает опасность, его родители готовы на всё. Ради спасения дочери героине фильма "Окончательный приговор" придётся провести не только работу над своими ошибками, но и исправить преступные промахи других.

Судья Анна Дмитриевна Покровская (Татьяна Колганова), известная своей принципиальностью и честностью, уверена, что выносит подсудимым справедливые приговоры. В отличие от тихого и терпеливого супруга Владимира (Александр Кудренко), она ещё и строгая мама четырнадцатилетней дочери Кристины (Елизавета Аистова). Накануне отъезда Владимира в Москву, где его ждут на новой работе в перспективной компании, Кристину похищают. Владимир уверен, что исчезновение инициировала сама девочка, чтобы сорвать его отъезд. Однако вскоре родители получают послание от похитителя их дочери. Кроме того, что им запрещено обращаться в полицию, Анна должна разобраться в деле, в котором она несправедливо осудила человека. В противном случае их дочь не вернётся домой…

– Наш фильм о довольно простых вещах – о том, как важно быть честными и искренними в отношениях друг с другом, – говорит режиссёр Дмитрий Аверин. – В нашей киноистории речь идёт как раз о такой семейной паре, в отношениях которой исчезла откровенность. Казалось бы, внешне это счастливая семья, где налицо картинка комфортной жизни – обеды всей семьёй, чудесная дочь-подросток. Однако всё это – видимость и иллюзия семейного штиля. На самом деле, семья в любой момент может разрушиться под нарастающей волной проблем и множества недоговорённостей. К примеру, давно потерявший работу Владимир боится в этом признаться своей властной супруге. Он боится в глазах окружающих и самой Анны прослыть иждивенцем. И от этого очень комплексует. Получается, что надо было случиться большой беде, чтобы супруги, наконец, откровенно поговорили, многое поняли о себе, своих чувствах и о том, насколько нужны друг другу.

…В город возвращается бывший возлюбленный Анны – Олег (Илья Шакунов), сотрудник Следственного комитета. Понимая, что с подругой случилась беда, он присоединяется к Анне и Владимиру, помогая им в поисках Кристины…

– История с появлением в жизни героев Олега нужна была, чтобы у героини был выбор между мужчинами. Как бы это смешно не звучало, но Анна – это амбициозный и властный Олег, только в юбке. Два лидера по жизни всё время находятся в конфликте. Они настолько похожи силой характера, что никогда не смогли бы быть вместе. И мне кажется, глядя на Олега, как в зеркало, Анна видела себя, – продолжает Аверин. – Так же похожи друг на друга их вторые половинки – жена Олега Даша (Екатерина Старателева) и Владимир. Оба с комплексами и неуверенностью в себе, они, как оказывается, являются главными хранителями семейного очага, его опорой.  

Съёмки проходили в октябре 2018 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Заседания суда снимали в настоящем Выборгском суде, а подходящий кабинет Анны нашли в сельскохозяйственной академии в Петергофе.

– Межсезонье немного осложнило съёмки. Вроде, солнышко, на улице тепло. Начинаем снимать артистов в открытой одежде, а через час погода меняется, и уже без куртки холодно, – вспоминает режиссёр. – Наша юная артистка Лиза Аистова – героическая девочка. В избушке, где по сюжету её держали в заложниках, было очень холодно, как мы не старались обогревать помещение тепловой пушкой. Если мы были в пуховиках, то на Лизе была лёгкая куртка и драные колготки. Несмотря на холод, Лиза удивляла нас своей работоспособностью. Она очень точно играла эмоциональные состояния, совершенно отличные по настроению. Все сцены в избушке мы отсняли за одну смену!

Самым запоминающимся для режиссёра стали съёмки эпизода, когда герой  фильма случайно убивает клиентку ресторана, вставшую у доски для метания ножей.

– Специально купленные ножи никак не втыкались в доску, – улыбается режиссёр. – Свои силы пробовали по очереди все мужчины на площадке – и никак! В итоге моя помощница, второй режиссёр Леночка, посмотрев на наши мучения, взяла ножи и вонзила их точно в доску. К всеобщей радости, оператор, который снимал все наши метания, не выключил камеру. Эти кадры и вошли в фильм. Дальше дело пошло быстрее, мы поставили рядом актрису, нарисовали на её шее рану, и девушка "живописно" сползла на пол.

Название ресторана "Гнездо глухаря", где разворачиваются трагические события, ничего общего не имеет со знаменитым московским бард-клубом.

– Для нас "глухарь" – это слово, означающее нераскрытое преступление, а слово "гнездо" ассоциируется с семейным бизнесом её владельца Андрея Ивановича (Артур Ваха), когда-то отсидевшего срок, – говорит Аверин. – Кстати, татуировку на пальцы артиста мы решили нарисовать спонтанно. Такая деталь, как наколка на руках мужчины, иногда говорит за себя больше, чем монолог героя.

Что касается названия фильма – "Окончательный приговор" – по мне, это не вынесение решения суда, а своего рода восстановление справедливости. Это вердикт человека, который вынес приговор всем преступникам, когда-то ушедшим от заслуженного наказания. Каким будет его окончательный приговор? Зрители узнают в самом финале.

Бернара Батталова