Имя Ирины Скобцевой было неотделимо от имени Сергея Бондарчука: коллеги, супруги, опора и надежда друг друга. А после того, как не стало Сергея Фёдоровича, она стала стержнем и опорой для всей своей большой семьи. Она – прекрасная актриса, народная артистка России, муза Сергея Бондарчука, красавица, отличный педагог, мама, бабушка…
– Нет, ну какая "бабушка"? Я её так никогда не называл… Я звал её Ириша. У актрисы нет возраста! – убеждён внук актрисы Константин Крюков. И, конечно, он прав: Ирина Константиновна всегда выглядела так же прекрасно, молодо и загадочно, как и много лет назад, когда её впервые увидел будущий супруг Сергей Бондарчук.
До совместных съёмок в фильме "Отелло" они встречались трижды. Один раз это было в Москве на выставке известного в то время художника: перед портретом юной красавицы остановился, будто заворожённый, мужчина. И вдруг эта самая прекрасная незнакомка вошла в зал… Сергей Бондарчук – а это он был тем самым мужчиной – к тому периоду уже слыл большим мастером, известным актёром. А Ирина Скобцева – юная красавица с холста – выпускница искусствоведческого факультета МГУ, только-только закончившая школу-студию МХАТ. Они влюбились друг в друга с первого взгляда. Но роману их суждено было начаться лишь два года спустя…
В 1955 году в школе-студии МХАТ, на выпускном спектакле, Ирину заметили ассистенты из группы фильма "Отелло". Режиссёр Сергей Юткевич, увидев актрису, настоял на пробах на главную роль. Через месяц, узнав об утверждении, Ирина точно на крыльях летела по мосфильмовскому коридору, и снова увидела Бондарчука. Оказалось, они оба будут играть в этом фильме. И на съёмках сцены венчания Дездемоны и Отелло молодые люди поняли, что больше не хотят расставаться.
Но всё было непросто: Бондарчук в то время был женат, у него подрастала дочь Наташа. Поэтому влюблённых не раз вызывали в ЦК КПСС по моральному вопросу, делали внушения даже на правительственном уровне. И только 2 января 1959 года они смогли, наконец, пожениться.
Этот союз был не только семейным, но и творческим. Сергей помогал Ирине в работе над её ролями. А хороших ролей, надо сказать, у неё было достаточно. Только с 1955 по 1962 годы вышли такие фильмы, как "Иван Франко", "Обыкновенный человек", "Поединок", "Неповторимая весна", "Аннушка", "Серёжа" – и во всех она играла главные роли. Как Ирине Константиновне удавалось воплощать такие разные, непохожие друг на друга образы? Актриса сама рассказала об этом в фильме.
С лёгкой руки и с помощью супруги Бондарчук снял свой непростой режиссёрский дебют – фильм "Судьба человека".
– У них был свой космос. Они жили друг ради друга, и вряд ли отец бы смог сделать в кинематографе то, что он сделал, без мамы, – говорит сын актрисы, Фёдор Бондарчук.
– Было столько, столько преград! – рассказывала Ирина Константиновна. – Когда его откровенно оскорбляли: "У тебя твоя профессия, куда ты лезешь?". Да ещё когда он заявил, что он хочет играть главную роль! Потом уже принялись за Шолохова: да что это за рассказ, да как из него можно сделать картину? Сергей Фёдорович уехал в пять экспедиций, за семьдесят четыре дня – ни одного кадрика в корзину. Он приехал с готовой картиной.
"Судьба человека" покорила зрителей всего мира. И для Бондарчука это была победа. Но, пожалуй, её не было бы без жены. А она всегда была с ним рядом – и в кино, и в жизни. В 1962 году Сергей приступил к одной из важнейших работ в своей кинокарьере – экранизации романа Льва Толстого "Война и мир", а Ирина – к главной роли в своей жизни. И эта роль не Элен Безуховой, хотя она сыграла её просто блестяще, а роль жены, матери и помощницы в подготовке и производстве киноэпопеи, о чём раньше Ирина Константиновна никогда публично не рассказывала, будучи необыкновенно скромным человеком.
Алёну и Федю – дочь и сына актёров – называли в семье в шутку "дети "Войны и мира", поскольку Алёна родилась в 1962 году на "нулевой серии", а Фёдор – в 1967-м, на последней серии фильма. Как росли дети знаменитой пары, и почему Федя часто обижался на родителей? Чему учили других своих "детей" – студентов – Сергей Фёдорович и Ирина Константиновна? Почему Бондарчук попал в немилость? Что давало актрисе силы после смерти самых близких людей – мужа и дочери Алёны?
А о том, какая же Ирина Константиновна была в жизни, пожалуй, лучше и проще всего сказал режиссёр Эльдар Рязанов: "Мне кажется, что она очень добрая. Очень славная, очень симпатичная. Поэтому я считаю, что она избранница судьбы"...