Она жила на полной скорости. Много играла в театре, снималась в кино, вела телепередачи, пробовала себя в качестве режиссёра. Открыла детскую театральную школу. Влюблялась, расставалась, искала своё счастье, мечтала... Она любила жизнь и заряжала этой любовью зрителей.
"Бабье лето 2012 года. Уже холодно, но всё ещё солнечно. МХАТовское кафе. Она не вошла, а стремительно ворвалась. Времени было немного, Марина торопилась, ведь дальше были назначены встречи – одна, другая, третья. Казалось, что этот разговор лишь один из…Что ещё встретимся и поговорим о многом. Не сложилось…" – так начинает фильм о Марине Голуб его автор Мария Ковалёва.
Из разговора с Мариной Голуб:
"Мой путь к известности был очень длинным. Было вложено столько сил, упорства, воли. Я всегда мечтала быть актрисой МХТ, но что-то не складывалось. Понадобилось много лет, чтобы я, выпускница школы-студии МХАТ, стала актрисой этого театра. Лучшего театра. Я обожаю МХТ".
В детстве Марина мечтала стать балериной. Маленькую и очень пластичную девочку мама – актриса Людмила Голуб – показала преподавателю хореографической школы при Большой театре. Приговор был неожиданным: девочка замечательная, но такой хрупкой и маленькой она будет недолго. Косточки широкие и тяжёлые. Так что о карьере балерины можно не мечтать.
Повзрослев, Марина решила стать актрисой и поступила в школу-студию при Художественном театре. Яркая, эмоциональная, чрезвычайно живая Марина Голуб была для педагогов студенткой сложной: она раздражала, её ругали, словно пытались бурную реку направить в какое-то очень узкое русло.
Из разговора с Мариной Голуб:
"На моём курсе преподавал Виктор Яковлевич Станицын. Он увидел во мне какие-то мои актёрские задатки, стал их проявлять, он меня многому научил, и он в меня поверил. А ведь это так важно, особенно в самом начале пути, когда тебе говорят: "ты можешь, не бойся, попробуй".
Играя в студенческих постановках, она заявила о себе как об актрисе с широким диапазоном, в ней соединялось амплуа и трагика, и комика. К окончанию школы-студии МХАТ у Марины были приглашения в "Маяковку", в Сатиру и в БДТ. Но кончилось тем, что ей отказали все московские театры. По какой причине? Как она перенесла такой удар? И почему в итоге из всего их выпуска 1979-го года в профессии, по настоящему, осталась только Марина Голуб? Может быть, именно потому, что ей пришлось так долго, преодолевая трудности, идти к своей мечте?
– Надо сказать, что такой судьбы актёрской, я, пожалуй, не припомню, – говорит театровед Михаил Швыдкой. – Это не только феномен нынешнего времени, но это феномен дарования необычайного.
Из разговора с Мариной Голуб:
"Профессию предавать нельзя. Она начинает тебе мстить! Актёрская профессия – это ведь настоящая магия. И в самые трудные моменты моей жизни меня спасала именно моя профессия. Она мне как бы говорила "Иди за мной" и открывала мне новые двери".
В театре ей посчастливилось работать с очень интересными и яркими режиссёрами. Она смогла реализовать многое из того, о чём мечтала. Гротесковая, комедийная актриса, да ещё снимающаяся в разных ток-шоу и рекламе, Голуб оказалась необычайно органичной именно в театре. Словно все те сложности, трагедии, переживания, которые были в её личной жизни, она складывала в копилку, чтобы вынимать нужную интонацию, точную краску для создания каждого сценического образа. Её обожали зрители и приходили смотреть действительно сложные спектакли. Они приходили на Марину Голуб, которая наконец-то была счастлива от своей усталости и от своей востребованности.
Из разговора с Мариной Голуб:
"В нашей профессии нельзя останавливаться. Актёрство – это как езда на велосипеде, надо всё время крутить педали. Иначе ты перестаёшь быть интересным".
Она всё время искала что-то новое. Пробовала себя в разных ипостасях. Ей было всё интересно. В ней чувствовалась какая-то неистощимая жажда творчества. Телевидение, радио, кино, театр. А ещё она открыла театральную школу, где стала преподавать актёрское мастерство маленьким детям.
– Знаете, в России любят частушечное искусство, – говорит театровед Михаил Швыдкой. – Она умела сказать крепкое словцо, она чувствовала природу. И эта карнавальная стихия ей была сродни. Она была немножко клоунессой. И это делало её появление очень ярким.
Коллеги утверждают, что она была очень строга в профессии. Предъявляла и к себе, и к своим партнёрам огромные требования. При этом всегда готова была прийти на помощь, поэтому многие актёры приглашали её на репетиции, просили высказать своё мнение.
Из разговора с Мариной Голуб.
"Существует три важных составляющих успеха: талант, работоспособность и его величество случай. И без любого из этих трёх элементов не получится карьера".
Спектакль "Он в Аргентине" стал последней премьерой Марины Голуб, сыгранной на сцене МХТ. Почему в этой роли она была такой, какой её мало кто знал? И правда ли, что драматург Людмила Петрушевская писала свою пьесу именно для Марины Голуб? Какой она была в жизни? Заводилой, моторчиком, вокруг которого всё начинало вращаться? Как она привязывалась к своим друзьям и за что так любила Дом актёра?
Со временем в её актёрской и человеческой палитре появились и засверкали новые краски.
– С одной стороны – говорит актриса Юлия Рутберг, – такое цунами – танец, пляска, присядка. И вдруг невероятно аскетичный человек, такая женщина в полном объёме, достигшая какой-то невероятной мудрости от всех радостей и горестей, которые ей пришлось пережить. От унижений и взлётов, от боли, которая была в ней, очень большая боль, понимаете, и всё это с таким светом, с таким тактом. Её линия жизни прочерчена ею самой. Ей помогали, но она всё делала, думала, добивалась, перепрыгивала всё сама.
Из разговора с Мариной Голуб.
"Я очень много работала над своим характером. Я очень многое в себе исправила".
Взлёты и падения, удачи и трагедии… Она была похожа на птицу феникс: сгорала и возрождалась вновь. Почему Марина Голуб считала, что встреча с режиссёром Кириллом Серебренниковым стала для неё одной из самых важных в жизни? Какой спектакль сыграл в её жизни исключительно важную роль? После какой постановки художественный руководитель МХТ – Олег Табаков пригласил Марину Голуб в труппу театра? Почему Игорь Золотовицкий считает, что если бы не Марина Голуб, то он бы не стал МХАТовским студентом? Какой она была подругой, хранительницей домашнего очага, матерью?
Об этом рассказывают друзья и коллеги актрисы: Дмитрий Брусникин, Игорь Золотовицкий, Тутта Ларсен, Михаил Швыдкой, Александр Жигалкин, Ксения Лаврова-Глинка, Александр Семчев и др.