Михаил Державин вырос в доме, где располагается знаменитая "Щука", а по соседству находится и сам театр имени Вахтангова, в котором служил его папа Михаил Степанович Державин. К ним домой приходили многие знаменитые актёры – среди них Николай Черкасов, Николай Крючков и Пётр Олейников. Так что мальчику казалось (и не даром!), что самое главное в жизни – театр. Театр так и остался его стихией, и на сцене у Михаила Михайловича было много ролей, разноплановых и ярких. "На Державина" приезжали из самых разных городов и других стран. Но сначала в его жизни случился кинематограф. Когда не стало отца, пятнадцатилетний глава семьи тихонечко, иногда ночью, снимался в массовке и даже попал в "Карнавальную ночь". Большая же роль в кино студенту второго курса театрального училища досталась в фильме "Они были первыми". Державин играл гимназиста, одного из тех, кто встал на защиту советской власти.
Но настоящую славу Михаилу Державину и Александру Ширвиндту принесли знаменитые капустники. Этой паре удалось, казалось бы, невозможное – их признали и полюбили даже легендарные актёры. А познакомились Шура Ширвиндт и Миша Державин ещё в детстве. Их связала старая Москва, Арбат, знаменитая собачья площадка, которой давно уже нет. И география их творческой судьбы оказалась на удивление похожей. Оба начинали в одном театре – "Ленкоме", в спектакле "День свадьбы". Все подняли тост за молодых, и надо было "закусывать" бутафорскими овощами. Но Державин купил за бешеные деньги на рынке свежий огурец, и, когда началась эта сцена, разломил его. В первых рядах запахло летом, и Плятт, сидевший недалеко от сцены, потом писал, каким реалистичным был этот спектакль Эфроса. Такая правда, что даже запах огурца пошёл…
Появление любимца генсека Леонида Брежнева Михаила Державина (Брежнев обожал телепередачу "Кабачок "13 стульев") в театре Сатиры в 1968-м году было закономерным. Звали коллеги – те, с кем снимался в "Кабачке", и особенно Андрей Миронов. Правда, давняя дружба не спасала Миронова от розыгрышей. Как-то раз Андрей Александрович купил новый автомобиль и хвастался коллегам, что у него не только хорошая машина, но и модный номер. И надо же такому случиться, что однажды Державин увидел в ГАИ настриженные большими ножницами номера, и две цифры были как у Миронова. "Пан Ведущий" попросил у начальника милицейского управления разрешения взять их. Когда Державин пришёл в театр, он показал свою находку Миронову: "Ну совершенно обнаглели, зачем надо было обрезать номер, распиливать его и разбросать кусочки?". Миронов как был, в сценическом костюме, побежал на улицу. Потом он долго хохотал: "Понимаешь, что меня рассмешило, ты ведь придумывал этот розыгрыш, где-то достал эти куски номера. Вот если бы ты эту работоспособность проявлял на сцене!"
Творческий и дружеский тандем Ширвиндт-Державин – был самым крепким на российской сцене. Об их дружбе слагали легенды. Да и сам Державин часто рассказывал журналистам, как советовался с Ширвиндтом по поводу кандидатуры своей третьей супруги Роксаны Бабаян. После смотрин, устроенных в квартире Ширвиндта, Александр Анатольевич благословил этот союз: "Миша, нужно брать!" Третий брак Державина оказался на удивление крепок, что редко бывает в союзах двух известных творческих личностей.