Незаурядные артистические способности Павла Кадочникова обнаружил руководитель театральной студии, который привёл паренька к театральному режиссёру и педагогу Борису Зону. Прослушав Павла, Зон взял его на свой курс театрального техникума, который через полгода преобразовали в вуз. Получилось, что уже через полгода 15-летний Кадочников стал самым юным студентом театрального института. Павел, отличаясь от других бедных студентов невероятной элегантностью, ходил в бархатной жилетке и бабочке. Неудивительно, что в него были влюблены все однокурсницы, и некоторым он отвечал взаимностью…
В 1935 году Кадочников становится артистом Ленинградского нового театра юного зрителя. Во время репетиций спектакля "Снегурочка", где Павел играл Леля, он влюбился в свою однокурсницу Розалию Котович, исполнительницу роли Купавы. Влюблённые быстро поженились. Несмотря на завидную популярность Кадочникова у женской половины, Роза сцен ревности мужу не закатывала и всегда повторяла: раз в него влюбляются, значит, он хороший актёр.
В 1944 году в семье Павла Кадочникова и Розалии Котович родился сын Пётр, а два года спустя на пороге квартиры артиста появился подросток, назвавшийся сыном. Оказывается, рассказывают авторы фильма "Павел Кадочников. Затерянный герой", сокурсница Кадочникова, Татьяна Никитина, родила сына Костю, скрыв много лет назад от Павла эту новость. Так, спустя четырнадцать лет, Кадочников узнал, что стал отцом в семнадцать лет…
Всенародная слава к Кадочникову пришла в 1947 году, после премьеры фильма "Подвиг разведчика". Разведчиком Алексеем Федотовым, выдававшим себя за немецкого офицера Генриха Эккерта, были очарованы все советские зрители. Создатели фильма получили Сталинскую премию, а Кадочников удостоился ещё и личной справки от Сталина: "Предъявитель сей справки актёр Павел Петрович Кадочников является главным разведчиком страны".
Следующей звёздной ролью Кадочникова стал образ легендарного Алексея Маресьева в фильме Александра Столпера "Повесть о настоящем человеке". Когда по сценарию герою фильма приходилось мучиться от боли, во время съёмок, чтобы испытать болезненные ощущения, Кадочников набивал в унты колючие шишки, ходил и даже танцевал на протезах. А для съёмок эпизода встречи Маресьева с медведицей артист уговорил режиссёра привести на площадку настоящего медведя и позволить самому сняться в сцене с хищником… Вспоминают авторы фильма и те несколько лет в начале 50-х, когда неожиданно для Кадочникова его перестали звать в кино. Наступил так называемый период "малокартинья" – в год киностудии страны выпускали меньше десяти фильмов. Круг актёров и режиссёров, допущенных к съёмкам согласно тайному циркуляру вождя, был очень узким. Отчего-то сталинский лауреат Кадочников в него не входил. А ведь актёр окончательно выбрал кино, расставшись навсегда с театром…
– Это было страшно, когда резко вдруг – бац, и перестали снимать – вспоминает внучка артиста Наталья Кадочникова. – И когда деньги, которые были отложены, закончились, семья голодала.
Ситуация изменилась со смертью Сталина. Кадочников сыграл главные роли сразу в нескольких лучших комедиях 50-х. Кто поддержал семью Кадочникова в это финансово нестабильное время? Как артист готовился к съёмкам в фильме "Укротительница тигров"? Об этом рассказывают авторы фильма. К слову, фильм "Укротительница тигров" принёс артисту не только новый всплеск зрительской любви, съёмки чуть не разрушили брак Кадочникова. Юная Людмила Касаткина всерьёз вскружила ему голову. Слухи о любовной связи с Касаткиной затихли лишь по возвращению артиста в Ленинград. В коридорах "Ленфильма" он встретил новую любовь… цыганскую певицу Маргариту Шумскую. Каковы были последствия нового романа?
Из документального фильма узнаем о страшных трагедиях в жизни "главного разведчика страны", которые ему принесли 80-е годы. Сначала в 81-м погиб его сын Пётр, а спустя три года не стало и Константина. С трудом оправившись от таких ударов, Павел Петрович искал спасения в работе. Что стало роковым событием для артиста? Почему он не смог пережить предательство коллег?
Сегодня артисты вспоминают о Павле Кадочникове как о необыкновенно заботливом человеке, который носил негласный титул "совести "Ленфильма". Он помогал всем, кто нуждался в помощи: одному "пробивал" сценарий или роль, другому – машину, третьему – квартиру… В фильме артист Александр Галибин вспоминал, как благодаря усилиям Павла Петровича стал обладателем новой квартиры.
Бернара Батталова