Путь в небо у будущего советского воздушного аса начинался… с воды. Всё решил случай. Однажды 15-летний уроженец Нижегородской области – кочегар парохода "Баян" – вышел на палубу и увидел, как с Волги в небо взлетела диковинная машина с крыльями и поплавками. С тех пор он заболел авиацией. Упрямый и настойчивый, Валерий Павлович закончил 4 лётных школы!
Вот что рассказывает в фильме "Валерий Чкалов. Жил-был лётчик" биограф Вячеслав Фёдоров:
– Ему не надо было учить – мгновенно всё соображал, у него реакция хорошая была. Понимаете, он родился лётчиком, то есть с теми психическими и физическими качествами, которые должны быть у лётчика.
Энергии Валерия Павловича хватало на всё. Он везде первый: в футбольной схватке – лучший нападающий, в самодеятельном театре играет главные роли. С комсомолом, правда, вышла промашка. Его приняли, а потом исключили на 6 месяцев. Уж больно не любил собраний, манифестаций и прочей политической суеты. Он был совершенно аполитичный человек.
Но без комсомола в то время было нельзя, так же как и без партии, членом которой он стал только после героического перелёта из Москвы через Арктику на Камчатский остров Удд. На какой шаг решился тогда Георгий Байдуков, чтобы заставить Чкалова согласиться на этот перелёт? Как экипаж лишь чудом остался жив? Какое условие поставил "отец народов" для того, чтобы осуществился другой перелёт – в Америку? И почему Сталин признал Чкалова и вознёс на невероятную высоту? Ведь тогда рядом с Валерием стояли лучшие пилоты страны, первые Герои Советского Союза. Они показали себя в экстремальных ситуациях в Арктике, при спасении челюскинцев, были победителями в борьбе за мировые рекорды на скорость и продолжительность полётов… Может быть потому, задаются вопросом авторы фильма, что пришло время новых героев, которые вышли из простого народа, были воспитаны советской властью и должны были стать примером для всех?
Так началась другая жизнь Валерия Чкалова – ясная, героическая… Но куда было девать прежнюю биографию, не очень-то подходящую для героя: тюрьмы, увольнения из армии и поступки, о которых лётчик хотел бы забыть?
А совершал ли он полёты под ленинградскими мостами, мёртвые петли над Невским проспектом и подлёт к линкору "Марат"? Или это лишь плод фантазии журналистов и режиссёра художественного фильма Михаила Калатозова?
А вот насколько сильно любил выпить Валерий Павлович? Чем занимался во время вынужденного увольнения из армии и как заместитель начальника ВВС СССР Яков Алкснис помог ему снова встать в строй? Как тренировочный бой с Георгием Байдуковым едва не стал последним в жизни обоих лётчиков? Трудно ли сходились в работе знаменитый лётчик и не менее знаменитый конструктор Николай Поликарпов? И правда ли, что Чкалов предложил выпить на брудершафт самому Сталину?
Ответ на последний вопрос зрители услышат от легендарного Георгия Байдукова (в фильм вошло одно из последних интервью лётчика):
– Сталин говорит: "Валерий Павлович, я хочу выпить за ваше здоровье!" Валерий Павлович налил фужер большой один, второй, дал товарищу Сталину и сказал: "Товарищ Сталин, чего за моё здоровье пить? Вот за твоё здоровье давай выпьем на брудершафт!" И они встают, обнимаются, руки перекрещивают. Сталин полный фужер осушил, поставил, а потом он его взял за шею, стал целовать и ведёт потихонечку к столу. Все онемели от такой сцены! Ну, кто мог так-то? Это только Валерий Павлович…
Дмитрий Толкачёв