Когда в 60 лет Евгений Евстигнеев женился в третий раз, никто не поверил, что это всерьёз. В театральной тусовке крутили пальцем у виска, но оказалось – любовь его спасла. Она появилась в жизни актёра в самый драматический момент. Эту красивую девушку из Минска он впервые увидел в стенах Школы-студии, где был приходящим педагогом. Они с Ириной Цывиной долго прятали свои чувства, но в какой-то момент Евгений Александрович позволил себе быть свободным. От чужого мнения, от навязанных стандартов.
Ещё в молодости актёр был записан в некрасавцы. Поэтому и глубокие драматические роли ему не предлагали. Разве мог так выглядеть настоящий герой? А уж его раннюю лысину обыгрывали по полной! Никто тогда не знал, что Евстигнеев уже имел успех на сцене: после окончания Горьковского театрального училища он три года служил во Владимирском театре, и публика начала ходить специально на него.
На сцену его привела любовь к джазу. Рассказывают, что педагоги училища случайно увидели в кинотеатре, как парень с рабочей окраины перед сеансом стучал на барабане. Но уже после училища уже настолько вошёл во вкус, то захотел стать артистом МХАТа, куда попасть можно было только через Школу-студию. И в 28 лет актёр снова стал школяром.
Его долго воспринимали как комического персонажа. Поэтому когда он женился на Гале Волчек, в Школе-студии живо обсуждали этот "мезальянс". Да и папа Галины – известный кинооператор Борис Волчек – был поначалу против такого союза. Молодые долго скитались по чужим квартирам, ночевали даже на вокзале. Но бытовые трудности воспринимали с юмором – ведь их главным домом был театр "Современник", который они сами и создавали с Олегом Ефремовым.
Но что-то в семейной жизни пошло не так. И однажды Волчек узнала, что у мужа роман на стороне… Внимание Евстигнеева привлекла хрупкая, похожая на итальянскую кинозвезду Лилия Журкина. Она пришла в труппу "Современника" в 1962 году. Между Евстигнеевым и молодой актрисой возникло чувство, да такое, что им пришлось оставить прежние семьи, а Журкиной ещё и сразу уйти из театра. Красавицей-женой Евгений Александрович гордился, свои редкие выходные он проводил только вместе с ней. А в 1968 родилась дочь Маша, которую отец обожал…
Его карьера шла в гору: появилась вторая после "Голого короля" коронная роль – Сатина из спектакля "На дне". Любимцем же всей страны актёр стал, сыграв начальника пионерского лагеря Дынина в комедии "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён!".
Не удивительно, что он привлёк внимание Эльдара Рязанова – мастера лирической комедии. Режиссёр снимет актёра в четырёх фильмах, и всякий раз для Евстигнеева эта работа будет праздником. Даже если съёмки шли в лютый мороз. Вот как о "Зигзаге удачи" вспоминает в документальном фильме Ирина Скобцева:
– Холодрыга была страшная. Бурков говорит: "Мы замёрзнем, у всех носы будут синие. Мы должны поправлять здоровье – по рублю в шапку!" И кто-нибудь бежал за горячительным.
Правда, в какой-то момент актёры так увлеклись, что режиссёр пригрозил написать докладные в их театры. А Евстигнеева однажды упрекнул в том, что не смог выбрать у того ни одного трезвого дубля.
А вот у жены Евгения Александровича карьера не задалась. Лилия в основном сидела дома. Из театра она ушла, в кино почти не приглашали, надежды устроить творческую судьбу таяли на глазах. На фоне постоянных переживаний у Журкиной начались проблемы со здоровьем, а стресс она заглушала таблетками и алкоголем.
В самом "Современнике" тем временем назревал раскол. Олег Ефремов в 1970 году возглавил МХАТ и позвал с собой часть труппы. Вспоминает Валентин Гафт:
– Случилось то, чего никто не ожидал. Женя ушёл в самый неожиданный момент. Он больше всего защищал "Современник", и говорил, что никогда не уйдёт. И это был капкан.
Что же побудило Евгения Евстигнеева совершить этот шаг? Личная ситуация? Старая дружба с Олегом Ефремовым? Из-за чего в то время он больше всего страдал?
В 70-80-е годы актёр сыграл несколько ролей, которые позже назовут хрестоматийными. Но сыграть, например, Короля Лира ни в кино, ни в театре Евстигнееву не предлагали. Однажды ему прислали почитать сценарий фильма "Зимний вечер в Гаграх". В этот образ он вложил, кажется, всю свою боль, и чувство одиночества, и растерянность от вдруг возникшего отдаления любимой дочери. Фильм был снят в 1985 году. За год до этого умерла мама, которую Евстигнеев нежно любил. В 86-м не стало Лилии Журкиной. Евгений Александрович слёг со вторым инфарктом. И тут судьба послала ему спасение. Это было впервые: молодая женщина окружила его почти материнской заботой. Он снова почувствовал вкус к жизни, с удовольствием стал носить модные обновки, радовался гостям. И именно Ирина уговорила мужа сыграть, возможно, лучшую роль – профессора Преображенского в "Собачьем сердце". Но как раз накануне съёмок состоялся его тяжёлый разговор с Ефремовым и последующий уход из МХАТа.
Почему Ефремов неожиданно жёстко обошёлся со старым другом? А может роковую фразу Олег Николаевич просто бросил в сердцах? Смог ли Евгений Александрович простить друга?
…Он ушёл как-то внезапно, и это стало для многих шоком. Говорили, что его убила собственная впечатлительность: перед операцией на сердце хирург рассказал актёру обо всех рисках. И Евстигнеев мысленно проиграл сцену своей смерти – достоверно, как умел. Он был мужчиной. И до конца оставался сильным и очень светлым человеком.
Дмитрий Толкачёв