Звезда советского кино, прима Малого театра, трижды жена знаменитых мужей, "заграничная штучка", пожившая в Варшаве, Лондоне и Стокгольме, когда её коллеги обитали в московских коммуналках и даже не мечтали попасть за рубеж. Последние годы заслуженная артистка РСФСР Ирина Печерникова жила в глуши, вдали от цивилизации. Даже в ближайший магазин за 6 километров выбраться было непросто – дороги нет. Только сосед на стареньком грузовике и мог иногда отвезти. Но она не плакала, не проклинала судьбу и долю свою тяжёлой не считала.
В 23 года Ирина сыграла юную учительницу Наталью Сергеевну в фильме "Доживём до понедельника". Эта роль в картине Станислава Ростоцкого, сыгранная в тандеме с Вячеславом Тихоновым, и сделала её знаменитой в 1968-м, принесла всенародную любовь. "Не было бы "Доживём до понедельника", не было бы вообще моей такой судьбы, – говорила в документальном фильме Печерникова. – Мне потом рассказывали, что приходили в парикмахерскую: "Мне, пожалуйста, сделайте стрижку под "Доживём до понедельника". Это приятно…" Но эта же причёска сыграла с Ириной удивительную шутку. Все хотели быть похожими на её героиню Наташу, обожали её, но никто не узнавал актрису Печерникову на улице. У неё были свои длинные волосы, а модная причёска в кино – всего лишь парик.
"В моей жизни всё будет волшебно. Никаких трагедий. Большая любовь и долгое счастье!" – так думала Ирина, лёжа в больнице с двумя загипсованными ногами, в то время как вся страна толпилась в очередях в кинотеатры на премьеру фильма "Доживём до понедельника". Ирина только вышла из больницы и восстанавливалась, когда друзья затащили её на концерт польской музыкальной группы и познакомили с солистом Збигневом Бизоном. Дальше – короткий и стремительный роман, скорый отъезд возлюбленного обратно в Польшу. Печерникова была уверена: не разлучили бы их тогда насильно, может, и не пришлось бы выходить замуж, ехать в Польшу, 4 года вести кочевой образ жизни…
Она возвратилась в Советский Союз в 1973-м и вернулась к любимой работе. А вскоре снова вышла замуж – за кумира большинства советских женщин тех лет Бориса Галкина. Они редко виделись дома… Да и вообще редко виделись, мало разговаривали и мало отдавали друг другу. Развод был неминуем.
Со своим третьим мужем, актёром Александром Соловьёвым, Ирина Печерникова познакомилась в наркологической клинике. Оба – талантливые актёры, сильные личности. Они долго шли навстречу друг другу, но их счастье было недолгим. Александр трагически погиб. А затем и сама Печерникова оказалась в шаге от смерти: врачи диагностировали рак. Какое чудо помогло ей тогда выжить?
Судьба была немилостива и к другой красавице советского кино – Татьяне Самойловой. Дочь знаменитого актёра Евгения Самойлова, несостоявшаяся балерина (сама Майя Плисецкая приглашала её к себе в балетную школу, но Таня выбрала училище имени Щукина и карьеру актрисы). Фильм "Летят журавли" сделал её, как сейчас сказали бы, суперзвездой. Её героиня Вероника на десятилетия стала эталоном инопланетной красоты, заставила миллионы мужчин вздыхать: "Неподражаемая!", а миллионы женщин – подражать. Ей предлагали руку и сердце и шахтёры, и иностранные послы. Но актриса была замужем за красавцем-коллегой – Василием Лановым. От этой любви могли родиться дети – двойня. И Лановой очень просил их оставить. Но Татьяна решила иначе… Почему и второй, и третий браки Татьяны тоже оказались неудачными? Из-за чего её властная мать не позволила дочери воспитывать единственного ребёнка – сына Митю? По какой причине актрису считали эксцентричной и капризной? Какие трагедии случались в жизни ещё одной красавицы – Валентины Малявиной? Что её погубило? Сделала ли красота счастливой Наталью Кустинскую? Об этом и многом другом – в документальном фильме "Трагедии советских кинозвёзд".
Юлия Палагина