О Георгии Михайловиче Вицине не написано ни одной книги. За свою жизнь он не дал ни одного телевизионного интервью, избегал шумных компаний, почти не пил и придерживался диеты. И мало кого пускал в свою личную жизнь. Наверное, поэтому одни называли Вицина отшельником, другие – чудаком, третьи – аскетом. Но все лично знакомые с актёром сходились в одном: он совсем не такой простачок, каким кажется на экране. И разгадать истинную натуру Вицина, скрытую под маской Труса, дано очень немногим.
1990-е годы. Непростое время для кино. Период, когда лучшие артисты оказались без средств к существованию и хватались за любую возможность заработать. Не миновала эта участь и Георгия Вицина. Труса из знаменитой гайдаевской троицы публика обожала. Неудивительно, что его часто приглашали поработать "лицом" перед самой разнообразной аудиторией. Чего ждала публика от Вицина? Конечно же, шуток и кривляний в стиле Труса. А Вицин выходил на сцену серьёзным и собранным и… читал классику – Зощенко, Гоголя. И очень быстро подчинял себе вкусы толпы.
Привлечь внимание публики Георгий Михайлович умел всегда, вне зависимости от эпохи, состава аудитории и степени собственной известности. Даже в начале своей актёрской карьеры, в далёкие 30-е годы, молодой артист приковывал к себе взгляды зрителей. И неважно, насколько значительной была его роль.
Как и большинство киноактёров, родившихся в начале ХХ века, Вицин начинал свою дорогу к славе с театральных подмостков. В театре Ермоловой, в котором он служил, артист считался настоящей звездой. Публика специально ходила на спектакли "с Вициным". Но в какой-то момент актёр всё же устал от ограниченного театрального репертуара, повторяющегося изо дня в день, и нападок коллег. И чтобы вырваться за его рамки, решил попробовать свои силы в кино. В начале своей кинокарьеры артист трижды сыграл роль Николая Васильевича Гоголя. Но стать воплощением Гоголя на экране Вицину так и не удалось. Этот его кинообраз, в отличие от Труса, не запомнился ни зрителям, ни режиссёрам.
Как подающего надежды киноактёра Вицина заметили после роли простого советского паренька, когда в 1954 году на экраны вышел фильм "Запасной игрок". Его герою, футболисту Васе Веснушкину, было 18, самому актёру – 37. Но зритель даже не заподозрил подлога.
Переломным для актёра стал 1961 год. Режиссёр Леонид Гайдай утвердил Вицина на роль Труса в короткометражке "Пёс Барбос и необычный кросс". Согласившись сыграть браконьера-недотёпу, актёр и подумать не мог, насколько это определит не только его карьеру, но и всю дальнейшую жизнь. Как относился к Вицину Леонид Гайдай? Сколько всего раз снялась вместе знаменитая троица? Какой эпизод был придуман актёром в "Кавказской пленнице"?
Роль, которая позволила актёру хотя бы на время вырваться из "плена" Труса, предложил Вицину его студенческий товарищ, режиссёр Константин Воинов. Он ждал почти 25 лет, чтобы снять артиста в фильме "Женитьба Бальзаминова". Не смутил режиссёра и возраст героя – на момент съёмок Вицин был существенно старше своего персонажа.
Какой казус чуть было не сорвал съёмки фильма "Земля Санникова"? Для чего в прессе был растиражирован образ актёра как бедно одетого, беззубого и одинокого человека? Авторам документального фильма удалось выслушать мнение актрисы Натальи Селезнёвой:
– В каждом из нас есть что-то от чудака, в ком-то больше, в ком-то меньше. Просто к нему было приковано внимание, поэтому люди замечали эти качества. Да, он ходил на улицу, он кормил голубей, он потом очень увлёкся этим.
Георгию Вицину так и не удалось вырваться за рамки комедийного амплуа. И сегодня можно лишь рассуждать о том, какого великого драматического артиста кино потеряло. Но для публики он навсегда останется бессмертным Трусом, тем, кто может заставить зрителя смеяться и плакать одновременно.
Дмитрий Толкачёв