Домашний театр

Пигмалион и Галатея – классическая история. Он её открыл, он её создал. Слава, успех, достаток – кажется, всё у твоих ног. Но так ли уж безоблачна жизнь этих избранниц судьбы? Какой монетой приходится платить за брак с творческой личностью? Да и вообще, выйти замуж за режиссёра – неслыханная удача или беда? Авторы документального фильма проследили судьбы нескольких знаменитых семейных пар.

В 19 лет, когда знаменитая Красная Шапочка – Яна Поплавская – вышла замуж за начинающего актёра Сергея Гинзбурга, ей и в голову не приходило, что избранник через некоторое время станет режиссёром.

 

 

Но уж точно ни Яна, ни Сергей не предполагали, что в чём-то повторят судьбу режиссёра Ивана Пырьева и его первой супруги.

В 2001 году Сергей решился снять художественный фильм. И сценарий, и инвестора для будущей ленты под названием "Упасть вверх" нашёл его друг Александр Стриженов. Картина стала весьма успешным дебютом режиссёра Гинзбурга, но не попала в фильмографию актрисы Яны Поплавской. Тогда же она услышала от мужа слова, которыми в своё время удивил жену Пырьев. Вот как об этом в документальном фильме рассказывает Яна Поплавская:

– "Упасть вверх" – первая картина, где я добывала всё, что только можно было, то есть фактически работала как продюсер… И мне мой муж сказал, что там нет роли для меня.

"Там для тебя роли нет", – режиссёр Иван Пырьев, действительно, сказал это своей жене Аде Войцик, когда в 1935 году приступал к съёмкам фильма "Богатая невеста". Хотя совсем недавно в фильме "Партийный билет" именно Ада получила главную роль. Говорили, что картина "Партийный билет" не понравилась Сталину. Это было очень тревожным сигналом. Начиналась эпоха большого террора, и Пырьев заметно нервничал. В одну из бессонных ночей пришло решение – круто поменять жанр и снять комедию. Но брать жену на главную роль равносильно приговору, ведь она напрямую ассоциировалась с фильмом, возмутившим вождя. И Пырьев нашёл выход: пригласил Марину Ладынину – актрису, которая недавно закончила ГИТИС и снялась в трёх незначительных фильмах. Их роман начался прямо на съёмочной площадке. В 1937-м году "Богатую невесту" показали Сталину. Фильм генсеку понравился. Понравилась и Ладынина. Пырьев почувствовал: судя по всему, его имя из расстрельного списка вычеркнуто. Более того, в компании с Ладыниной ему открылась дорога в другую шеренгу – победителей. И тут актриса объявила режиссёру, что ждёт ребёнка. Иван Александрович был готов любить, но не разводиться. Он метался между двумя женщинами и никак не мог определиться. И тогда Ладынина сделала тактически точный ход: развернулась и ушла. Расчёт оказался верным. Вскоре Пырьев развёлся с супругой и сделал предложение Ладыниной. Начался их поистине звёздный путь в советском кино. "Трактористы", "Любимая девушка", "Свинарка и пастух", "В шесть часов вечера после войны", "Сказание о земле Сибирской", "Кубанские казаки"… Во всех фильмах режиссёра Ивана Пырьева актриса Марина Ладынина блистала в главной роли. Чем пришлось заплатить актрисе за свою популярность? Почему кино оказалось закрытым для неё? Какое невероятное признание незадолго до смерти сделала она Виктору Мережко?

Подобные отношения между творческими людьми – увы, не редкость. Но есть и исключения, рассказывают авторы фильма. "Мне без тебя, как слепому без поводыря… Мне без тебя, как несозревшему плоду без солнца", – писал Зинаиде Райх прославленный режиссёр Всеволод Мейерхольд. Причём не в начале их романа, когда чувства ещё ошеломляют, а на 15-м году супружеской жизни. Эта невероятная любовь была подарком разбитому сердцу Зинаиды Райх. В 1921 году, незадолго до встречи с Мейерхольдом, она развелась с Сергеем Есениным. Они познакомились в редакции питерской газеты "Дело народа", где Райх работала машинисткой, а Есенин публиковал стихи. Молниеносный испепеляющий роман, скоропалительная женитьба, рождение дочери. И всё... Зине, беременной вторым ребёнком, приятель мужа объявил, что Есенин её больше не любит. Молодая женщина, раздавленная жгучей обидой и унижением, уехала к родителям в Орёл. В Москву она вернулась, загнав отчаянье глубоко внутрь и твёрдо решив выжить. Зинаида принимает парадоксальное решение: пойти на режиссёрские курсы. Почему она выбрала именно те курсы, где преподавал Всеволод Мейерхольд? Как этот шаг оказался судьбоносным и роковым для обоих? Из-за чего не сложился семейно-творческий союз Юрия Любимова и Людмилы Целиковской? Какой должна быть идеальная жена великого режиссёра? Ответы – в документальном фильме "Мой муж – режиссёр".

Дмитрий Толкачёв