Две звезды под одной крышей – настоящее испытание для самолюбцев. Даже если она – популярнейшая актриса, а он – кинооператор, который открыл её актёрское дарование. Пронзительную историю любви, взаимной ревности и расставания двух творческих людей зрители канала "ТВ Центр" увидят в документальном фильме "Светлана Крючкова. Никогда не говори "никогда".
В сентябре 1991 года Светлана Крючкова уехала в Севастополь на съёмки фильма "В той области небес". Чувствовала себя неважно, но бархатный сезон в Крыму поставит на ноги кого угодно. Актрисе день ото дня становилось лучше. И вдруг накатила безотчётная тревога. Должно случиться что-то плохое… Но с кем? С ней? С детьми? С бывшим мужем? Крючкова бросилась звонить в Ленинград – друзьям, знакомым: что с Юрой?! Однако телефоны почему-то выдавали лишь длинные гудки. И только вернувшись домой, она узнала, что не стало Юрия Векслера – того, с кем они делили кров, того, кто сделал её не просто одной из самых талантливых артисток, а непохожей ни на кого, совершенно особенной.
Юрий с самого начала видел в Светлане талант и хотел помочь раскрыть его. И кому, если не ему – кинооператору с большой буквы, который снял культовые фильмы "Шерлок Холмс", "Старший сын", "Женитьба", "Царская охота", "Пацаны", "Зимняя вишня", – было знать, как лучше представить любимую женщину в кадре или на театральной сцене. Он был Пигмалион, она – его Галатея.
В тот день летом 1975 года, когда Крючкова познакомилась с Юрием Векслером, никто не мог и предположить, что совсем скоро они станут единым целым. Тогда Юрий просто принял любовь Светланы. Откуда ему было знать, что она – его судьба? Она уже была кинозвездой – за три года до их встречи прославилась ролью Нелли Леднёвой в "Большой перемене". Свобода, слава и самые желанные мужчины – казалось, всё у её ног. Светлана притягивала мужские взгляды, как магнит. Векслер, хотя и был старше её на десять лет, тоже не устоял. Впрочем, многие считали, что это Крючкова вытянула счастливый билет. В нём она будто нашла потерянный рай. Человека, чьё сердце бьётся в унисон. У них даже детские воспоминания об одиночестве в кругу семьи оказались похожими. Светлане, как и Юрию, так и не получившему вгиковского диплома, была знакома нестерпимая горечь поражения. Несколько лет она пыталась поступить во все театральные вузы Москвы, прежде чем её взяли в школу-студию МХАТ. В общем, при внешней непохожести, оба были людьми, которые не привыкли сдаваться.
Юрий ввёл жену в очень взыскательный и закрытый театральный мир Северной столицы. Крючкова тогда получила роль Любы в спектакле "Фантазии Фарятьева" в легендарном БДТ. Пьесу ставил приятель Векслера – Сергей Юрский. Это было невероятной удачей для девушки из Кишинёва.
…Если бы они знали, как мало им будет отпущено! После перенесённого в 40 лет инфаркта Юрий внешне остался вроде бы прежним. Но внутри что-то надломилось. Его мучила ревность к успехам жены и даже к их сыну Диме. Одно дело – просто муж известной артистки, другое – когда тебя воспринимают как "Крючкова плюс один". Для него это было непереносимо. И они расстались…
– Я бы никогда не инициировала свой уход, он был инициатором, – говорит в фильме Светлана Крючкова. – За неделю до смерти он мне сказал: "Так, как я тебя люблю, тебя никто в этой жизни любить не будет…"
Почему самолюбивая и дерзкая Крючкова безропотно сносила ироничное отношение к себе супруга и что на самом деле скрывалось за этой иронией? Зачем девушке, воспитанной строгим папой-военным, пришлось научиться ругаться матом? За что многие "виноватили" актрису после смерти её бывшего мужа? Какой мистический случай связал судьбы Светланы Крючковой и Анны Ахматовой?
Пётр Лихолитов