31 декабря для Николая Цискаридзе – двойной праздник, ведь самая сказочная ночь года стала его днём рождения. А всё началось в Тбилиси, где родился будущий танцор. Поступив в Тбилисское хореографическое училище, он продолжил обучение в Москве, где его наставником был заслуженный деятель искусств РФ Пётр Антонович Пестов. Именно на государственном экзамене в Московском хореографическом училище его заметил великий Юрий Григорович, главный балетмейстер Большого театра.
– Я, сделав поклон, встал к станку, сделал препарасьон, открыл руку и увидел Григоровича, – вспоминает Николай. – И всё… Я дальше не помню, как госэкзамен шёл. Когда он закончился, разнёсся слух, что Григорович сидел и молчал всё обсуждение, сказал только одну фразу: "Грузину – 5, и взять в театр". Вот это изменило мою жизнь…
Кроме Григоровича, его учителями в Большом были Галина Уланова, Николай Симачёв и Марина Семёнова. Исполнив множество звёздных партий, спустя 21 год он покинул легендарную сцену. Предшествовал этому громкий скандал. О категоричности суждений артиста известно далеко за пределами театрального мира – Цискаридзе за словом в карман не лезет, а после реконструкции и открытия Исторической сцены журналисты ходили за ним толпами. Хотя бы потому, что он открыто высказывал своё мнение, называя преображение театра вандализмом. Но не только реконструкция была поводом для его гневной отповеди – в Большом хватало стрессовых ситуаций, и Цискаридзе не боялся их комментировать. Руководство театра объявляло ему выговоры за несогласованные интервью, а он оспаривал решения в судебном порядке. Вишенкой на торте стала очередная сенсация – будто он сам метит в руководство театра, а великие деятели сцены его в этом поддерживают! Николаю тем временем было не до сплетен – он поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии:
– Для меня это образование было очень нужно. У нас в доме все мужчины – юристы. И мама меня с детства настраивала на то, что я должен окончить с золотой медалью школу, поступить в МГУ. На выбор было два факультета – либо физмат, либо юрфак. Конечно, она меня к юриспруденции двигала. И когда спустя столько лет я шёл с ученическим билетом, мне почему-то только в тот момент пришло в голову, что мамино-то желание всё равно исполнилось!
Как относились студенты к появлению Цискаридзе в стенах юридической академии? Чем закончился скандал с Большим театром? Об этом – в документальном фильме.
В 2013 году произошло событие, взорвавшее театральный мир – бывший премьер Большого театра Николай Цискаридзе был назначен исполняющим обязанности ректора Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. Надо сказать, что к тому моменту академии было 275 лет, и все эти годы она обходилась своими петербургскими педагогическими силами. Весь следующий год академия прожила как на вулкане – интриги, склоки, подмётные письма. И уж точно общественность ждала, что Цискаридзе с треском провалится. А дети тем временем учились под руководством нового ректора, и выпускные спектакли получились неожиданно прекрасными. Уже через год на официальных выборах ректора за кандидатуру Цискаридзе проголосовали 227 человек, а против всего 17. Так, впервые в истории академии ректором Вагановки был избран человек, не окончивший это учебное заведение… Чем идеи Цискаридзе поразили старожилов академии? Какие итоги можно подвести за пять лет ректорства? Как премьер стал управленцем и хозяйственником? Об этом рассказывает он сам и его коллеги.
Своих студентов Николай называет "мои дети". И можно уверенно сказать, он за них – горой! В этом году академии исполнилось 280 лет, и ректор привёз своих учеников на юбилейный концерт в Большой театр. Он впервые пришёл в родные стены в новом качестве и показал этой сцене, ложам, залу – всему, что помнит его триумф, – что он может дать балету что-то не только как премьер.
– Я пришёл к себе домой. Я оттуда не уходил никогда. Я вошёл в ложу за две-три минуты до того, как потушится свет, – и раздались аплодисменты сразу. Зрительный зал зааплодировал оттого, что я вошёл. Руководители театра стали выглядывать – кому? Когда они увидели, мне даже было смешно. Потому что я – дома. Это они в гостях. Потому у меня в Большом театре не возникает ни одной секунды какого-то диссонанса.
Коллеги и критики сходятся во мнении, что Николай – очень яркий и выразительный человек, что бы он ни делал и где бы ни находился, он остаётся самим собой, ни на кого не похожим, фанатично преданным балету. Наверное, в этом и есть главный секрет его успеха…
Какие нововведения сделал Цискаридзе в качестве ректора академии? Боятся ли его студенты? Что случилось во время репетиций в Парижской опере? Какой стиль в одежде предпочитает Николай в повседневной жизни? Что говорят о нём его ученики? Легко ли жить в Москве, а работать в Санкт-Петербурге? Как выглядит его квартира? Об этом и многом другом в документальном фильме – "Николай Цискаридзе. Я не такой, как все" рассказывает сам артист, а также его коллеги по Академии им.А.Я. Вагановой – завкафедрой методики преподавания классического и дуэтно-классического танца Мария Грибанова, завкафедрой балетоведения Борис Илларионов, проректор по учебно-воспитательной и социальной работе Татьяна Головина, доцент кафедры балетоведения Лариса Абызова, балерина Анжелина Воронцова, актрисы Наталья Курдюбова и Полина Агуреева.
Мария Феоктистова